«МУНШАОТ» АБДАЛЛАХА МАРВАРИДА — ЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ХОРАСАНА КОНЦА XV ВЕКА

Значение документальных источников общеизвестно. Они дают нам наиболее достоверные сведения по многим важным аспектам исторического прошлого. Например, одним из ценных источников по истории социально-экономической и политической жизни Хорасана конца XV в. является сборник документов «Муншаот» Ходжа Абдаллаха Марварида Байани (ум. в 922/1516 г.) — историка, поэта, музыканта, современника Алишера Навои 1.

Абдаллах Марварид начал свою служебную деятельность при дворе Тимурида Султана Хусайна мирзы (1469–1506). Он был правителем Фушанджа (ныне Гурийан, близ Герата), потом садром, затем хранителем печати — мухрдаром. Подобно своему отцу, Ходже Шамсаддину, он был признанным каллиграфом и носил нисбу «марварид» («жемчуг»), присвоенную ему, как отмечал Давлатшах Самарканди в «Тазкират аш-шуара», за красоту и изящество его почерка.

Находясь на должности фарманнависа (писца указов) при дворе Султана Хусайна, Ходжа Абдаллах Марварид собрал копии различных указов, писем и др. и на их основе составил сборник документов, известный под названиями: «Инша», «Муншаот», «Манокиб», «Тарассул», «Шарафнаме». До нас дошло 15 списков этого сборника, выполненных разными переписчиками в разное время. Они находятся в хранилищах СССР, а также Франции, Англии, Индии, Турции. Из них 5 списков 2 и еще часть документов, обнаруженных в одной рукописи3, хранятся в ИВ АН УзССР.

На основе самого раннего, Стамбульского списка (1551 г.) немецкий ученый Г. Ремер а 1952 г. издал в Висбадене сборник Марварида, снабдив его факсимиле примечаниями. Однако Г. Ремер не упомянул о ташкентских списках (видимо, не знал об их существовании).

При сверке мы установили, что Ташкентский список № 287 близок к Ремерскому. Самый ранний Ташкентский список датируется 1572 г. Все списки не идентичны. Некоторые документы, приведенные в одном списке, отсутствуют в других. Поэтому объем их оазный. Так, в документе инв. № 286/II — 64 документа, в инв. № 287–370, инв. № 288 — 44, инв. № 1328 — 78, в инв. № 880 — 65 документов. Наиболее полный — инв. № 287. Выполнен на кремовой бумаге, черными чернилами, почерк насталик, язык персидский. Всего 370 документов, 167 л. Размер листа 18x24 см (максимум строк — 60. минимум — 5). Без даты.

Сборник содержит документы о назначениях на различные должности, вакуфных пожалованиях и др.

Копни указов о назначении на государственные должности (садра, казия, куш-беги, даруга, бакаула, мухтасиба, мударриса и др.) отражают фактические события, происходившие в государстве Султана Хусайна, служебную иерархию и административное устройство этого феодального государства XV–XVI вв. [60]

Документы о вакуфном землевладении и различного рода письма дают достоверные сведения о внутренней жизни страны.

Весьма ценными представляются копии документов о назначении садров 4. Они говорят нам о системе управления вакуфными землями, о правах садров, о податях «раем ас-садара», взимавшихся с вакуфных имуществ в пользу высшего духовного сановника — садра, осуществлявшего надзор за вакуфным имуществом в государстве. По мнению И. П. Петрушевского, этот термин идентичен хакк ат-тоулийа, также обозначавшему сбор в пользу садра и составлявшему при Сефевидах 1/10 урожая 5. Однако в «Самаркандских документах XV–XVI вв.» (с. 340 текста, с. 370 перевода) эти термины приведены рядом как самостоятельные 6. Как видно из документов, в период правления Султана Хусайна мирзы вакуфы Хорасана были весьма обширными. За время правления Султана Хусайна сменилось 14 садров 7, что, очевидно, говорит о том, что они злоупотребляли своей властью.

Значительную часть сборника составляет дипломатическая переписка, отражающая отношения Хорасана с другими странами, в частности письма Султана Хусайна, Алишера Навои к правителям Ширвана, Персии, Византии, Индии и т. д. 8

Ряд материалов относятся к Алишеру Навои. Среди них — «Послание на имя правителя Ширвана», «Письмо на имя Ходжа Шамсаддина Али», где приводятся сведения о Навои, который, как видно из писем, проявлял заботу об ученых, поехавших в соседние страны 9. Немаловажное значение имеет и подорожная, выданная А. Навои в связи с совершением им паломничества. Здесь дана высокая оценка личности поэта, его роли в управлении страной.

Среди писем большой интерес представляет письмо Султана Хусайна персидскому шаху Исмаилу Сефеви 10, в котором выражено стремление наладить взаимоотношения между обеими странами. В частности, в письме говорится, что «наши предки издревле жили в дружбе и нам следует идти по их пути» 11.

Особенно ценны для нас документы, освещающие положение простого народа. Бесконечные войны, феодальные усобицы, грабеж мирного населения пагубно отражались на жизни трудящихся масс. Крестьянство страдало не только от налогов, но и от разных злоупотреблений чиновников, светских и духовных феодалов. О тяжелом положении трудового народа говорит и ряд документов сборника. Из них мы усматриваем, в частности, что в Герате и области в конце XV в. растущая дороговизна, голод и нищета так возмутили простых людей, что, стремясь ослабить их недовольство, эмиры вынуждены были организовать специальные места приюта для скитальцев и пункты раздачи пищи, а также склады для хранения необходимого населению зерна.

Один из документов сборника специально посвящен строительству галвирхоны — зернового склада. В нем, в частности, отмечается, что за последние годы положение в стране резко ухудшилось и цены на зерно и другие продукты поднялись. «...B результате нуждающихся и бедных стало бесчисленно и неизмеримо больше, чем было». В Герате и других местах и ранее был открыт ряд благотворительных обителей «для скитальцев, нуждающихся, для которых в названных местах выдавали пищу». Однако дороговизна росла, и положение бедноты продолжало ухудшаться. «...Некоторые даже находились на грани гибели» 12. Поэтому было решено основать в Герате новые обители для бедных, а затем построить зерновой склад (галвирхона). Для этого было выделено 120 тыс. динаров 13. Можно представить себе, насколько отчаянным оказалось положение угнетенных масс, если правящей феодальной верхушке пришлось выделить некоторую часть награбленных у народа средств на благотворительные нужды.

Таким образом, сборник Абдаллаха Марварида «Муншаот» является ценным документальным источником по социально-экономической и политической истории Хорасана XV в. — времени жизни великого Алишера Навои. Содержащиеся в нем документы богаты различными терминами, материалами по топонимике, метеорологии и т. д. Они существенно расширяют наши представления о восточной дипломатике.

М. Ю. Юнусходжаева


Комментарии

1. Об авторе см.: СВР АН УзССР. Т. X. Ташкент, 1975. С. 50–51; Юнусходжаева М. Абдулло Марварид. Ташкент, 1979; Ее же. Известный каллиграф Герата Ходжа Абдаллах Марварид — современник Камаладдина Бехзада // Камалад-дин Бехзад. Ташкент. 1984. С. 93–97; Письма-автографы Абдаррахмана Джами из «Альбома Навои» // Введение, перевод, примечания и указатели А. Урунбаева. Ташкент, 1982. С. 8.

2. ИВ АН УзССР. Ркп. инв. № 286/II. 287–288, 880, 1328/II. См. о них: Юнусходжаева М. Известный каллиграф Герата... С. 96–97.

3. Там же. Ркп. № 6390.

4. Там же. Инв. № 287, л. 2а, 4б, 13а, 17а, 39б.

5. Петрушевский И. П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII–XIV. вв. М.; Л., 1960. С. 391.

6. Письма-автографы Абдаррахмана Джами из «Альбома Навои». С. 144.

7. Махмудов Н. Земледелие и аграрные отношения в Средней Азии в XIV–XV. вв. Душанбе, 1966. С. 63.

8. ИВ АН УзССР. Инв. № 287, л. 50б, 55а–56б, 60б; инв. № 1328, л. 109а, 110б.

9. Там же. Инв. № 287, л. 60б.

10. Там же. Л. 55б–56б.

11. Там же.

12. Там же. Инв. № 880, л. 30а–33б. Перевод смысловой.

13. Там же. Инв. № 880, л. 90а–93б; инв. № 6390, л. 178а–179б.

Текст воспроизведен по изданию: "Муншаот" Абдаллаха Марваррида - ценный источник по истории Хорасана конца XV века // Общественные науки в Узбекистане, № 7. 1986

© текст - Юнусходжаева М. Ю. 1986
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Общественные науки в Узбекистане. 1986