Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИЗВЕСТИЕ С ВОСТОКА

Взятие кр. Чемкента

В последнем «Обозрении», говоря о действиях наших летучих отрядов на сибирско-оренбургской границе с Конаном, мы упомянули о взятии отрядом генерал-маиора Черняева коканской крепости Чемкент 1.

В настоящее время приводим более подробные сведения о славном подвиге наших войск.

После падения Туркестана и Аулиеты, взятых в начале июня нашими войсками, коканцы, собрав огромное скопище, намеревались действовать наступательно. Потерпев, однако, неудачу под Ак-Булаком и при рекогносцировке Чемкента, произведенной в конце июля, они не решались предпринять против нас движения, но приступили к громадным работам для укрепления и вооружения Чемкента, с целию сделать его опорным пунктом всех дальнейших против нас предприятий.

Присутствие коканского гарнизона в пункте, составлявшем связь между Туркестаном и Аулиэтой, держало весь край в тревожном положении, так как оттуда беспрестанно высылались шайки для грабежа принявших наше подданство киргизских родов.

Вследствие этого, генерал-маиор Черняев, получив сведение, что главные коканские силы отошли от Чемкента, в котором оставлен только десяти-тысячный гарнизон, решился овладеть этим городом, прежде нежели неприятель успеет в нем окончательно утвердиться.

С этою целию, в первой половине сентября, к Чемкенту были направлены войска с двух сторон:

Из Туркестана, под личным начальством генерал-маиора Черняева — (6½ рот пехоты и 1½ сотни казаков, при восьми орудиях, одной мортире и двух ракетных станках; а из Аулиета — 4 роты пехоты, сотня казаков и 1 000 человек милиционеров, из вновь принявших наше подданство, при пяти орудиях, двух ракетных станках и четырех мортирах, под начальством подполковника Лерхе.

19-го сентября оба отряда соединились под Чемкентом; [151] немедленно произведена была рекогносцировка цидатели и укреплений города. В ту же ночь заложена батарея на 4 батарейных орудия, с рассветом открывшая огонь, на который коканцы отвечали из семи орудий и двух мортир. Вслед затем генерал-маиор Черняев решился придвинуть орудия на более близкое расстояние к городу, почему и приказал в трехстах саженях впереди устроенной батареи заложить новую — на 6 орудий и 4 мортиры.

Необыкновенно твердый грунт и вылазка неприятеля в ночь на 21-е число воспрепятствовали окончить эту батарею к рассвету. Коканцы же, ободренные замедлением наших осадных работ, начали действовать против нас наступательно траншеями, постепенно перенося в них батареи — при чем было очевидно, что коканцами руководил не туземный инженер — и даже высылая стрелков вперед своих работ. Этим обстоятельством воспользовался траншей-маиор, подполковник Лерхе. В 10 часов утра, 22-го сентября, он двинул против выдавшейся коканской пехоты большую часть войск, находившихся в траншее. Генерал-маиор Черняев, по первому донесению подполковника Лерхе о его наступлении, выслал к нему из лагеря на подкрепление две роты со взводом артиллерии, а вслед затем двинулся и сам, с двумя ротами пехоты, при двух батарейных орудиях.

Несмотря на жестокий огонь всех неприятельских батарей, расположенных на восточной стороне крепости и цитадели, роты подполковника Лерхе стремительно атаковали неприятеля, опрокинули его и на плечах коканцев добежали до крепостных ворот, где штыками проложили себе дорогу, и через неприятельские трупы ворвались в город.

Генерал-маиор Черняев в это же время подошел к цитадели и, пользуясь смятением неприятеля, овладел ею, переведя через ров бывшие при нем роты по одиночке, по водопроводной грубе.

Через час после начатия приступа, крепость с цитаделью, построенной на неприступной возвышенности, сильно вооруженная артиллериею, с громадным запасом разрывных и других снарядов, и защищаемая десяти-тысячным гарнизоном, составленным из лучших войск ханства, была в наших руках.

Потеря наша во время этого штурма состояла из двух [152] убитых и 17 раненых и 19 контуженных нижних чинов, а за все время осады — из 6 убитых и 41 раненых и контуженных.

Трофеями этого дела были 11 бунчуков, 4 знамени и 26 значков, 23 орудия, в том числе одно нарезное, 8 мортир большого калибра, значительное число фальконетов, крепостных ружей, пехотных ружей со штыками и другого огнестрельного и холодного ручного оружия и разных военных принадлежностей: кольчуг, щитов, барабанов, труб и проч.

Государь Император, по всеподданнейшем докладе донесения об этом славном деле, всемилостивейше соизволил пожаловать генерал-маиору Черняеву орден св. Георгия 3-й степени, а подполковнику Лерхе — следующий чин и орден св. Георгия 4-й степени.


Комментарии

1. См. «Военный Сборник» 1864 г., № 11, «Русское Военное Обозрение».

Текст воспроизведен по изданию: Русское военное обозрение // Военный сборник, № 12. 1864

© текст - ??. 1864
© сетевая версия - Strori. 2018
© OCR - Strori. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Военный сборник. 1864