Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ОТЧЕТА ПО УСТРОЙСТВУ НОВО-ПЕТРОВСКОГО УКРЕПЛЕНИЯ В 1846 Г.

Гарнизон Ново-Петровского укрепления состоял из 3-й и 4-й рот № 1 оренбургского линейного баталиона, двух сотен уральских казаков и команды 14-й артиллерийской гарнизонной бригады, именно:

Штаб-офицеров.

Обер-офицеров.

Нижних чинов.

Линейного № 1 баталиона

1

12

465

14 гарн. артилл. бриг.

»

1

22

Уральских казаков

1

4

208

Итого

2

17

695

Для большей успешности работ нанято было 125 вольнорабочих мастеровых; для подвозки запасов с гавани и строительных материалов, 25 мая приведены были в Ново-Петровское укрепление купленные у киргизов 200 лошадей и 25 верблюдов, а из Астрахани доставлено 30 арб. За расходом людей для выставления передовых пикетов, караулов, для надзора за лошадьми, во время пастьбы, за исключением больных и проч., на работу выходило ежедневно от 250 до 300 человек, кроме вольных мастеровых.

Укрепление заложено 21 апреля 1846 г.

С этого числа по 22 октября в укреплении выстроены были: стена из местного камня вокруг крепости на протяжении более двух верст, вышиною от 6 до 10-ти и толщиною до 5-ти футов; стена выведена местами с бойницами, а местами с банкетами, для орудий же устроены барбеты.

Деревянные строения для помещения всех чинов гарнизона: [500] 4 казармы, каждая длиною 2:1 сажень, шириною 3 сажени; 2 дома для штаб-офицеров, 3 дома для обер-офицеров, 2 блокгауза на 50 человек каждый, кордегардия, гауптвахта, госпиталь на 60 человек, контора и аптека. Сверх того окончена в наружной постройке церковь. Каменные строения: 3 кухни с пекарнями, баня, цейхгауз, провиантский магазин, длиною 17 сажен, шириною 4 сажени, винный подвал, 3 пороховых погреба. Две отдельные каменные башни доведены до крыши, но не совершенно окончены, по причине наступавшей стужи; начаты ледники и загон для лошадей.

Для построек, недалеко от укрепления, находили только камень и глину; прочие строительные материалы, как-то: лес, известь, железо и проч., также запасы продовольственные, госпитальные, артиллерийские, боевые и проч., доставлялись из Астрахани и Гурьева и складывались на западной косе в гавани; но как оттуда перевозка по песчаному грунту, на расстоянии окон 4-х верст до укрепления, была затруднительна, то склады перевозили на плотах к восточной стороне гавани, откуда дорога к укреплению верстой короче и идет по твердому грунту. Это требовало однако двух складов, следовательно двойной перегрузки и двух караулов; посему устроена была на восточной стороне гавани пристань на. козлах, где приставали суда для выгрузки запасов; западная же гавань предоставлена для хивинских караванов, рыбопромышленников и стоянки судов. Устройством этой пристани был уменьшен расход людей и ускорены крепостные работы. На будущее время следовало бы устроить каменную пристань с молом, в чем, по обилию возле самого берега камня, большой трудности не представляется.

Следующие меры были приняты для доставления гарнизону хорошей воды:

Как вода в мелких колодцах близ укрепления и Соленого озера солоновата, то были произведены нивеллировка и тщательное исследование местности. Оказалось, что в 60 саженях от главного укрепления, на 4½ саженях глубины, может получиться вода, почему выкопан был колодезь. После рытья на 1½ сажени в сыпучем грунте и просечки камня на 3 сажени каменного слоя, показалась вода хорошего качества и в большом количестве.

Для доставления же свежей зелени гарнизону, засеян был, в виде опыта, огород (в июле), и в первый же год получены капуста, огурцы, редька и проч., хотя не в большом количестве. Осенью были посажены привезенные из Астрахани лоза, виноград и тутовые деревья. По причине дороговизны и затруднений в доставке сена морем, для имеющихся в гарнизоне 200 [501] лошадей произведен был опыт травосеяния, и, несмотря на поздний посев (между 18 июля и 3 августа), сжато было зеленого овса, ржи и хивинской люцерны, с 200 квадр. сажен, 8 пуд. 15 фунт. по высушке сена 10. Работы произведены были хивинскими земледельческими орудиями, под надзором освобожденных из хивинского плена оренбургского казака и крестьянина 11. (В Хиве пленные эти пробыли слишком по 20 лет и хорошо знали тамошний способ обработки земель, основанный на искусственном орошении. Из хивинской неволи освобождено более 500 человек. Если б на нижних частях Волги, Урала, Дона и Днепра поселить часть их, то, без сомнения, они могли бы завести там полеводство при искусственном орошении, которое дает хорошие и постоянные урожаи.)

Несмотря на усиленные работы, в течение более 6 месяцев (с 12 апреля по 22 ноября) из 714 человек гарнизона умерло: 1 обер-офицер от апоплексического удара, 1 рядовой и 1 казак; самое большое число больных было в половине августа и доходило до 72 человек, преимущественно скорбутом. Болезнь эта [502] развилась, по мнению медика, не столько от свойств воды и климата, сколько от употребления в пищу солонины, получавшейся из Астрахани, которая, будучи дурного качества, в Ново-Петровске, по неимению погреба и ледника, скоро портилась. Для противодействия болезни приняты были мною следующие меры:

Постоянная дача свежего мяса, квас, купанье больных скорбутом в соленом озере, находившемся при крепости, легкое движение, кумыс; сделано было распоряжение к доставке из Астрахани и Гурьева свежей зелени, луку, редьки и проч. Для сбережения припасов, скоро портившихся, привозили их в небольшом количестве; но часто масло, в случае порчи, заменялось бараньим курдючьим салом. Люди размещены были в кибитках по возможности просторнее; платье их ежедневно вывешивалось на солнце, а кибитки открывались. Почти каждые три недели кибитки перестанавливались на новые места; облегчены были способы для мытья белья; вообще все нижние чины гарнизона часто водились к морю для купанья; для возбуждения веселости и бодрости заведены игры, песенники, катанье в лодках по заливу; в царские дни делались иллюминация и потешные огни (плошки делались из местного камня). В эти дни приглашались почетные, кочевавшие близ укрепления, киргизы, что способствовало к сближению с ними и облегчало покупку за сходную цену баранов и кумыса. При таких мерах, работы шли успешно, скорбут прекратился; из гарнизона никто не умер от этой болезни, и к 22 октября в ново-петровском госпитале состояло больных 8 человек, в околодке 20 слабых.

В праздничные и воскресные дни нижние чины гарнизона занимались практическими ученьями: из ружей обыкновенных и крепостных стреляли в цель, в устроенные деревянные мишени, а для артиллерийской стрельбы, по причине дороговизны леса, место мишеней заменяли три вехи, из которых на средней утверждена была, для цели, доска с яблоком.

Все эти занятия по устройству укрепления не помешали произвесть инструментальную съемку окрестностей укрепления, на пушечный выстрел, в масштабе 50 саж. в дюйме, и полуинструментальную съемку полуострова Мангишлака до заливов Александр-Бая и Сарыташа, с отрядом из 80 человек. Снято было до 10,000 квадр. верст, на что употреблено около месяца времени.

М. ИВАНИН.

Текст воспроизведен по изданию: Поход в Хиву в 1839 году отряда русский войск, под начальством генерал-адъютанта Перовского // Военный сборник, № 4. 1863

© текст - Иванин М. 1863
© сетевая версия - Strori. 2024
© OCR - Иванов А. 2024
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Военный сборник. 1863