ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

б) Военные действия и предприятия в Оренбургском крае.

В Оренбургском крае в 1859 г. не предполагалось производить никаких военных действий, и возникшие случайно, вследствие сделанного Туркменами нападения на мирную экспедицию, посланную для рекогносцировки восточного берега Каспийского моря, приведены были решительными мерами начальника экспедиции к скорому и благополучному окончанию.

Туркмены, успевшие вероломно завладеть принадлежавшим отряду табуном, увлечь в плен из находившихся при нем [194] нижних чинов 3-х и убить 4-х, и тем поставить экспедицию в невозможность продолжать исследование берега сухим путем до персидских границ, были наказаны истреблением Чикшилярского аула и находившихся у берега его 50 лодок. Устрашенные этим, они возвратили взятых в плен 3 солдат, а за отбитых верблюдов и лошадей внесли денежное вознаграждение.

Сведения, собранные экспедициею, показали выгоду и удобство устройства укрепления на берегу Красноводского залива близ колодца Бал-Куи; но исполнение этого предположения отложено до более благоприятного времени.

Кроме того, экспедициею выручены из неволи, найденные ею на нефтяных приисках острова Челекеня, 32 пленные Персиянина, которые и отправлены к нашему поверенному в делах при тегеранском дворе.

Независимо от этой экспедиции, придприняты были в Оренбургском крае, с военною целью, еще две для исследования устьев Аму-Дарьи и для рекогносцировки берегов Яны-Дарьи.

Первая из них, для которой отряжено было от аральской флотилии один пароход и две баржи, имела также целью оказать Кунграду, отложившемуся, в сентябре 1848 г., под предводительством потомка своих прежних ханов, от подданства Хиве, испрошенную у нас защиту. Одно лишь известие о приближении нашего отряда, состоявшего всего из 125 человек, заставило шеститысячную хивинскую армию, осаждавшую Кунград, под личным предводительством хана, снять осаду и возвратиться в свои пределы; но начатые переговоры о принятии Кунграда в подданство России должны были быть прерванными без всякого результата, так как, при безуспешности хода их, вследствие вероломства Туркменов, имевших сильное влияние в городе, не представлялось достаточного основания рисковать опасностию быть задержанным в реке, вода в коей начинала быстро убывать. Возвратившись затем к прямому своему назначению, экспедиция исследовала все главнейшие рукава и протоки аму-дарьинского устья, но при плавании по ним встретила гораздо более затруднения, чем в 1858 году; в протоках Куку-Узяк, Кара-Вашли и Джан-Дарье, самом восточном рукаве, плавание на пароходе оказалось даже совершенно невозможным.

Рекогносцировкою берегов Яны-Дарьи имелось в виду определить степень возможного развития хлебопашества в долине этой реки и наивыгоднейший пункт для предполагаемого к возведению на ней укрепления.

При этом оказалось, что хлебопашество в большом размере возможно лишь с устройством плотин значительной вышины, а потому окончательное о сем заключение отложено до производства подробной нивеллировки, которую предполагается исполнить вместе с съемкой пространства между Яны-Дарьи и Аральским морем в 1860 году. До этого же времени отложено и решение вопроса о [195] возведении укреплений на Яны-Дарьи, а для лучшего прикрытия Киргизов, уже занимающихся хлебопашеством на левом берегу Сыр-Дарьи, и вообще для большого обеспечения окрестностей форта Перовский, предположено в 1861 году построить впереди оного два небольших укрепления: Джан-Кале и Джулек, каждое на 100 человек пехоты и полсотни казаков, при 4-х и 6-ти орудиях.

Все эти предположения утверждены Вашим Величеством (В течение 1860 г. заготовлены материалы для постройки упомянутых двух укреплений, и из потребных для гарнизона в них людей 100 человек отправлены с Оренбургской линии в форт Перовский на верблюдах, для испытания пользы этого способа перевозки войск в степных походах).

в) Военные действия на южной сибирской границе.

С целию исследования возможности занятия находящейся в верховьях реки Чу коканской крепостцы Пишпек, вблизи коей предполагается устроить передовое укрепление с казачьим поселением, и для определения необходимых для того средств, отправлен был из укрепления Верного рекогносцировочный отряд из 2 рот пехоты, с их стрелковыми отделениями, и 2 сотен казаков, при 2 полевых и 2 горных орудиях и 2 ракетных станках. Заложив в 80 верстах на запад от Верного на р. Кастеке небольшое укрепление на 1 роту пехоты, отряд, без особых затруднений, переправился через хребет Алатау в долину реки Чу, и по подробном исследовании берегов ее на протяжении 130 верст, от коканского укрепления Токмака до Пишпека и далее до третьей крепостцы Ит-Кичу, возвратился благополучно другим горным проходом в Верное, отразив два раза на пути своем многочисленные скопища Дикокаменных Киргизов, подстрекаемых Коканцами оказать сопротивление движению его.

Рекогносцировка эта вполне показала возможность и пользу занятия Пишпека, и хотя первоначально имелось в виду отложить исполнение этого предположения до 1861 года, но неприязненные действия Коканцев принудили нас приступить к оному уже в 1860 году (Для покорения долины р. Чу, отправлен был в оную отряд под начальством полковника Циммермана, который окончил возложенное на него поручение с полным успехом, овладев почти без всякой с нашей стороны потери Токмаком и Пишпеком.).

Со стороны Восточной Сибири в 1859 году никаких военных действий и эспедиций предпринимаемо не было.

Текст воспроизведен по изданию: Военные действия // Военный сборник, № 5. 1862

© текст - ??. 1862
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
©
OCR - Strori. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Военный сборник. 1862