КУРБАН-ШО ЗУХУР-БЕК-ЗАДЕ И КАЗИ-ЗАДЕ ГАРИБ-МУХАММАД

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

/л. 1а/ Я, Курбан-шо Зухур-бек-заде, и Кази-заде Гариб-Мухаммад.

Знаем прошедшую историю 1 /Шугнана и Рушана/ с 1857 года.

Помним период /правления/ Абдуррахим-хана, то есть отца Юсуф-Али-хана 2, /и/ Мухаббат-хана, Абдуррахим-хан в период своего правления подвергал насилию и эксплуатации бедный народ Памира. Абдуррахим-хан, находясь у власти, обирал угнетенный народ /с помощью/ очень больших налогов. А именно: с хозяйства /каждого/ бедняка на свои личные нужды забирал 6 голов скота, 12 килограммов 3 масла, 100 килограммов зерна.

Также очень развито было при Абдуррахим-хане истязание бедных дехкан. Абдуррахим-хан в период своего правления издал указ о продаже людей /в рабство/ в Горном Бадахшане. Только с кишлака Емс, схватив самых бедных дехкан, без каких-либо, оснований, по своему произволу продавал в афганский Бадахшан, Коканд и Дарваз 4.

Продавались дехкане из беднейших сословий кишлака, но дехкане-середняки и богачи были освобождены от указа 5 /л. 1б/.

/Обычай/ продажи людей в Горном Бадахшане остался от /периода/ правления Абдуррахим-хана. Эксплуатация /народа/ Абдуррахим-ханом [284] заключалось в том, что с каждого хозяйства кроме 6 голов мелкого /рогатого/ скота, 12 килограммов масла 6, 100 килограммов муки он брал еще одного быка в 12 писов. Удивительно было то, что во время сбора /налогов/, быка в 12 писов оценивали в 6 писов, то есть снижали его /стоимость/ на 100% (ошибка — на 50%. — К.Э.), и так со всем, что сдавали.

В конце длительного правления Абдуррахим-хана его сыновья Юсуф-Али-хан и Мухаббат-хан разгневались на своего отца, один из-за того, что /хотел/ сделаться правителем в Бар-Пяндже, второй /хотел стать правителем/ Рушана и Бартанга; /они/ отравили смертельным ядом своего отца Абдуррахим-хана 7, и правителем стал его сын Мухаббат-хан.

Правление Мухаббат-хана, то есть старшего сына Абдуррахим-хана, который сменил своего отца, /началось с того/ что /он/ изгнал /из Шугнана/ своего брата Юсуф-Али-хана.

Мухаббат-хан, руководствуясь методами своего отца, стал еще больше чинить насилия в Горном Бадахшане; так, если Абдуррахим-хан брал с одного хозяйства 6 голов баранов, 6 килограммов масла, 100 килограммов зерна и одного быка, то Мухаббат-хан начал сильнее эксплуатировать крестьян-бедняков, то есть Мухаббат-хан брал /с хозяйства/ 7 голов баранов, 8 килограммов масла, 150 килограммов зерна, одного быка в 14 писов, до двух пар шерстяных чулок /л. 2а/, /а также/ ткани для своего одеяла и дрова. Даже нанял себе специального человека для приготовления свечей 8.

После многих насилий Мухаббат-хана /его брат/ Юсуф-Али-хан, которого он изгнал, попросил у мира афганского Бадахшана помощи. Мир афганского Бадахшана Джахондор-шах 9 дал войска Юсуф-Али-хану, и он начал военные действия против своего брата Мухаббат-хана. Но из-за отсутствия пропитания и оружия Юсуф-Али-хан потерпел поражение в первый день боя от своего брата Мухаббат-хана. И Юсуф-Али-хан после поражения, /полученного/ от своего брата в Дашти-Хусте, убежал снова в сторону афганского Бадахшана.

И через год Юсуф-Али-хан обратился /с письмом/ к Кози из Вужда 10 и вместе с письмом послал ему и яд. Юсуф-Али-хан в своем тайном письме писал: "Уважаемый Кози, вы, если сможете, убейте этим смертоносным ядом правителя Бар-Пянджа, то есть моего брата Мухаббат-хана. Тогда, уважаемый Кози, я буду знать, что вы меня почитаете. Кроме этого, многоуважаемый Кози, я вам обещаю, что после того как захватим власть в Бар-Пяндже, вы приобретете большой почет". Коэи из афганского Вужда, получив это письмо, задумал убить правителя Бар-Пянджа Мухаббат-хана /л. 2б/.

Кози из афганского Вужда, сговорившись с невольницей Мухаббат-хана, дал ей смертоносный яд. /Та/ невольница с помощью разных ухищрений отравила ядом Мухаббат-хана, и закончилось его правление, /продолжавшееся/ 15 лет 11. Юсуф-Али-хан, брат Мухаббат-хана, приехал из Бадахшана и взял в свои руки управление в Бар-Пяндже. И в это время Юсуф-Али-хан вызвал к себе Кози из Вужда и, пригрозив ему, приказал своим людям, чтобы /они того/ Кози вместе с его сыном, а также Ходжаназара ишкашимца отправили в Бартанг и убили их там.

Чиновники 12 кишлака Баризуд повели этих семерых и выше речки Чахак убили. Ходжаназар из Ишкашима написал стихотворение на /стене/ сеней Худобанды в кишлаке Емс:

Написал я на /стене/ сеней этого дома,

/Чтобы/ осталась от меня, бедняка, здесь память.

Если спросят: "Куда делся тот бедняк?" -

Скажи: "Убежал от насилия /этого/ мира".

Юсуф-Али-хан в период своего правления еще больше творил насилий и несправедливостей в Горном Бадахшане, чем его отец и брат. С хозяйства бедных дехкан брал в год до 8 голов баранов и коз, до 12 килограммов масла, 180 килограммов зерна, одного большого быка, и если какой-то бедный [285] дехканин чем-то провинился или если /дехкане/ имели тяжбу, то кто давал больше взятку, чиновники Юсуф-Али-хана решали спор 13 в пользу того /л. 3а/ человека. Вообще бедных дехкан рильно мучили по ложным обвинениям и эксплуатировали при помощи разных хитростей.

Кроме того что Юсуф-Али-хан в период своего правления по разным поводам чинил насилия над дехканами-бедняками, при нем еще больше выросла продажа людей /в рабство/. Так, только из одного кишлака Емс насильно взяли и продали по низким ценам в разные страны дочь лашкари Гульзор, сына Саидназара Хакназара, дочь Курбанбека Оину, сына Гулом-Али Одина, дочь Дарвози, сына Нурмахмада Джамшед, сына Кадам-шо-заде Мирзо-Хилол, дочь Гулома Давлят-Султон, сына Сохибназара Резадор. Доход от продажи людей /Юсуф-Али-хан/ расходовал на личные нужды.

Во время правления Юсуф-Али-хана бедный народ Памира, имевший разоренное хозяйство, превратился в нищих.

После длительного периода правления Юсуф-Али-хана пришли из Кабула афганцы и в течение одного года взяли в свои руки управление Горным Памиром, то есть Кала-и-Бар-Пянджем, и Юсуф-Али-хана изгнали в сторону Кабула. /В Кабуле/ Юсуф-Али-хана и его приближенных бросили в темницу и всех привели к гибели 14.

И афганцы по своей же воле опять вернулись в сторону Кабула, то есть своей родины. В это время аксакал 15 Рушана Манзар-шо, закрепив свои связи с дарвазским шахом, /поехал и/ привел /оттуда братьев/ Тимур-шо и Акбар-хана. Младший брат, /Тимур-шо/, стал правителем в Кала-и-Вомаре, а Акбар-хан остался управлять в Кала-и-Бар-Пяндже /л. 3б/.

В это время в Бар-Пяндже /афганским/ правителем был Гульзор-хан, и, чтобы стать правителем, Акбар-хан вместе с Манзар-шо напали на крепость Бар-Пяндж, сожгли эту крепость и, схватив Гульзор-хана, вместе с его войсками выслали в сторону Бартанга. И они прожили в Бартанге в течение одного года способом куша16. По приказу правителя Кала-и-Вомара Тимур-шо и аксакала Рушана и Бартанга Манзар-шо Гульзор-хана и подчиненные ему войска вызвали из Бартанга и послали их в распоряжение правителя Бар-Пянджа Акбар-хана, брата Тимур-шо.

Гульзор-хан, прибыв в Кала-и-Бар-Пяндж, посовещался со своими войсками и сказал им: "Мы в /течение/ одного года были высланы, наш падишах 17 не беспокоится о нас, надо уходить из этого места (из Шугнана)". Гульзор-хан отправился со своими войсками в сторону Кабула. И оставив свои войска в Бадахшане, сам Гульзор-хан один ушел в сторону Кабула к эмиру Афганистана Абдуррахман/-хану/. Управление в Бар-Пяндже полностью осталось в руках Акбар-хана. Через год после совещания Гульзор-хана с эмиром Афганистана Абдуррахман-ханом /эмир/ приказал войскам во главе с Убайдулла-ханом и Бозорбаем захватить Горный Памир. В это время правитель Бар-Пянджа Акбар-хан вместе со своими приближенными убежал, и Кала-и-Бар-Пяндж остался в руках у афганцев. Но Акбар-хан и аксакал Манзар-шо /начали/ призывать народ Шугнана и Рушана к нападению на афганцев. Половина шугнанцев осталась воевать с афганцами в /долине/ Оби-Ранг около Цогнуда 18, а другая половина — в Оби-Ранги-Сурх /л. 4а/ на территории/ Афганистана. Народ Рушана оставили для нападения на Кавг/-парине/. Войска афганцев были обеспечены оружием. Народ же из Шугнана и Рушана не был обеспечен оружием. Если даже имели оружие, то оно было негодное, старое. Во время первой атаки афганцев у Оби-Ранг Цогнуда шугнанцы потерпели поражение. Потом войска афганцев во главе с Убайдулла-ханом и Бозорбаем напали на /позиции шугнанцев и рушанцев/ на Кавг/-парине/ и в Оби-Ранги-Сурх и победили народ Шугнана и Рушана.

Народ Шугнана и Рушана бежал вместе со своими правителями. Акбар-хан, Тимур-шо, Манзар-шо и наместник 19 Рисуш убежали через [286] Бартангское ущелье в дарвазский Язгулам. Народ Рушана убежал со своими семьями в сторону Бартанга. И правителем в Бар-Пяндже стал Убайдулла-хан, а Бозорбай был назначен правителем в Кала-и-Вомар в Рушане, Розик был назначен на должность наместника в Рушане. Правитель. Бар-Пянджа Убай-дулла, разгромив народы Горного Памира, по своей инициативе бывших чиновников из Рушана: вомарского аксакала Шо-Абдулла, аксакала из Шидза Бодануша, из Дерушана аксакала Одина, из Барушана Нагза, из Баризуда Ра-фи, из Вомара Али, из Емса Пасара — с их семьями хитростью отправил в Кабул, сказав: "Вас призывает к себе в Кабул эмир Абдуррахман-хан". И выслал их. И после смерти эмира Афганистана Абдуррахман-хана амиром стал Аманулла-хан 20/л. 4б/ и Аманулла-хан в период своего /правления/ приказал: "Всех тех людей, которые находятся в качестве ссыльных, отлутить". Те, которые из этих аксакалов остались в живых, вернулись на свою родину.

Правитель Бар-Пянджа Убайдулла-хан во время своего правления подвергал народ Шугнана, Рушана и Бартанга разным притеснениям и сильно эксплуатировал. И бедный народ не мог выплачивать свои бесчисленные налоги. Как хотели, так и притесняли бедный народ Памира и даже покушались на честь жен этих бедных.

Убайдулла-хан знал, что народ Горного Памира сейчас не имеет силы /сопротивляться/, и большинство своих войск отослал в Кабул в распоряжение эмира Аманулла-хана. И правление Убайдулла-хана и Бозорбая продолжалось до 15 лет, и народ из-за их насилия стал совсем разоренным.

После 15 лет правления афганцев, войска Николая, русского даря, во главе с... 21 и сыном министра 22 пришли по дороге через Коканд и Орошор 25 для уничтожения власти афганцев. Одна часть войск пришла через дорогу Мургаба и подчинила себе крепость Хорог 24. Другая часть пришла по дороге через Бартанг и в кишлаке Емс начала воевать с афганцами и, разгромив их, захватила Кала-и-Вомар. И до 1920 года Горный Памир оставался в подчинении у русского царя 25.

Из-за всё возраставшего насилия афганцев над угнетенным народом Памира его хозяйство было разрушено и чаша терпения переполнилась.

Только после Великой Октябрьской революции 26, которая водрузила сияющее знамя большевизма над областью (Горно-Бадахшанская автономная область. К.Э.); с 1920 года наша жизнь стала счастливой и свободной /л. 5а/.


Комментарии

1. В тексте *** "знаем до этого (до настоящего времени) прошедшую историю древности".

2. В источнике везде написано *** "Асфала-хан" — шугяанско-рушанское произношение имени Юсуф-Али-хана.

3. *** — сокращенное русское слово "килограмм".

4. Очевидна, авторы собирались назвать цифру, но так и не привели ее.

5. *** — ясно, что подразумевалось освобождение от продажи в рабство середняков и богачей.

6. Нужно 6 кг. См. выше, прим. 8 на стр. 277.

7. Абдуррахим-хан был убит женщиной по имени Сарвиноз, имевшей доступ в его гарем. Она отравила его ядом, присланным из Сарыколя Мухаббат-ханом. См. А. А, Семенов, История Шугнана, стр. 12.

8. О приготовлении свечей в Рушане и Шугнане см. А. А. Андреев, Таджики долины Хуф, вып. II, Сталинабад, 1958, стр. 213-214.

9. В рукописи *** — правитель Бадахшана, находился у власти в 1864-1869 гг. Авторы ошибочно называют здесь Бадахшан афганским. Бадахшан окончательно потерял свою независимость только в 1881 г.

10. Здесь и далее Вужд написан в рукописи не арабским шрифтом, а русскими буквами. Имеется в виду кишлак Вуж, расположенный на левом берегу реки Пяндж, в настоящее время находится на территории Афганистана.

11. См. стр. 274.

14. О причинах захвата Шугнана и об изгнании Юсуф-Али-хана в 1883 г. из Шугнана афганский эмир Абдуррахман-хан так пишет в своей автобиографии: "Я послал войска против правителя Шугнана и Рушана Юсуф-Али. Он провозгласил себя независимым, но не желал удовольствоваться этим, так как опасался, что я в будущем могу присоединить его владения к моим. Ввиду этого он завязал переговоры сначала с ханом кокандским, а затем с русским правительством. Он пригласил русского доктора Регеля в Шугнан (имеется в виду приезд доктора Регеля в Шугнан в 1882 г. — К. Э.) и изложил ему свои следующие жалобы: "Эмир афганский желает подчинить его своей власти, а он между тем считает себя под русским покровительством". Мне, наконец, надоели беспорядки, которые Юсуф-Али-хан учинил на афганской территории (здесь Абдуррахман-хан явно противоречит фактам — Шугнан до этого времени никогда не принадлежал Афганистану. — К. Э.), и рано или поздно я имел в виду наказать его, выжидая для этого только удобное время" ("Автобиография Абдуррахман-хана", т. 1 стр. 316-317). Абдуррахман-хан пытается здесь найти оправдание своим захватническим действиям и задним числом приводит причины для аннексия Шугнана и Рушана. На самом деле, подстрекаемый англичанами, афганский эмир просто воспользовался случаем присоединить к своим владениям большую территорию, опередив русское правительство. Юсуф-Али-хан был не изгнан, а обманным путем зазвав в Файзабад, а оттуда под конвоем отправлен в Кабул. Шугнан полностью потерял девою независимость.

15. Аксакал — должностное лицо, под управлением которого находилось несколько кишлаков, составлявших одно аксакальство.

16. Т. е. они не жили постоянно в одном месте, а переходили из одного кишлака в другой, и население этих кишлаков обеспечивало их пропитанием.

17. Имеется в виду эмир Афганистана Абдуррахман-хан.

19. Цогнуд в рукописи везде написан русскими буквами.

20. Авторы рукописи здесь допускают ошибку. После Абдуррахман-хана эмиром Афганистана стал Хабибулла-хан (1901-1919), а не Аманулла-хан. Аманулла-хан, сын Хабибулла-хана, был эмиром в 1919-1929 гг.

21. Фамилия не читается. Возможно, имеется в виду штабс-капитан Бржезицкий, прибывший вместе с С. П. Ванновским на рекогносцировку в Рушан в 1893 г. См.: Б. И. Искандаров, Восточная Бухара и Памир во второй половине ХIX в., ч. 1, Душанбе, 1962, стр. 276.

22. Имеется в виду штабс-капитан С. П. Ванновский, сын военного министра П. С. Ванновского.

23. в тексте *** — местное произношение Орошора.

24. Крепость в Хороге называлась "атрат" ("отряд") и была построена русскими, а не захвачена ими у афганцев ("Таърих-и Бадахшан", л. 61а).

25. Здесь и ниже неточность. На самом деле со второй половины апреля 1917 г. управление на Памире перешло к Общепамирскому комитету Временного правительства, возник революционный Солдатский комитет Памирского отряда. В конце 1918 г. на Памире органы Временного правительства распались, революционные солдаты и трудящиеся — памирцы создали Памирский революционный комитет как орган Советской власти. См.: "История таджикского народа", ч. II, кн. 2. М., 1964, стр. 256-257; "История таджикского народа", т. III, кн. 1, стр. 61-68.

26. Слово "революция" написано в рукописи русскими буквами.

(пер. К. Эльчибекова)
Текст воспроизведен по изданию: Новый источник по истории Шугнана второй половины XIX - начала XX в. // Письменные памятники Востока. 1973. М. Наука. 1979

© текст - Эльчибеков. К. 1979
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Николаева Е. В. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Письменные памятники Востока. 1979