ПРЕДИСЛОВИЕ.
Военные действия по завоеванию Туркестанского края занимают не мало славных страниц в летописях нашего боевого прошлого и ими, по справедливости, может гордиться наша армия, в особенности-же Туркестанские войска.
Являясь блестящим примером того, как с ничтожными средствами можно достигнуть громадных результатов, эти военные действия вполне заслуживают, чтобы на изучение их было посвящено возможно более внимания и чтобы, благодаря этому, не пропали даром уроки прошлого, опираясь на твердое знание которых, можно было-бы и в будущем принимать в каждом отдельном случае соответственное решение.
С этой точки зрения изучение военных действий по завоеванию Туркестанского края имеет особенное значение, и составление истории завоевания края является, бесспорно, делом крайне необходимым, имеющим не только теоретический интерес, но и чисто практическое значение первостепенной важности.
Но так как каждая история должна быть написана главным образом на основании первоисточников, т. е. архивных документов, рассеянных по разным архивам, пользование которыми доступно, по материальным и иным соображениям, лишь весьма немногим лицам, то и было признано необходимым прежде всего собрать эти документы и путем напечатания в более или менее значительном количестве экземпляров сделать их доступными для пользования всех лиц, занимающихся историческими изследованиями.
При этом имелась в виду и другая цель — исключить возможность исчезновения архивных документов, благодаря пожарам в архивах, небрежному хранению, расхищению и т. п.
Мысль собрать и издать материалы для истории завоевания Туркестанского края принадлежит бывшему Военному министру генерал-адъютанту А. Н. Куропаткину, который во время посещения Ташкента в 1901 году поручил командовавшему тогда войсками Туркестанского округа генерал-лейтенанту Н. А. Иванову озаботиться приведением этого в исполнение и исходатайствовать отпуск потребных на это средств.
Непосредственное исполнение работы по собиранию материалов было возложено на пишущего эти строки, которому генералом Ивановым были даны надлежащие указания.
В виду того, что завоевание Туркестанского края велось с трех сторон — из Оренбурга, со стороны Сибири и с Кавказа, решено было, при собирании материалов для истории этого завоевания, воспользоваться не только архивами, находящимися в Ташкенте и в других городах Туркестанского края, а также военно-ученым и общим архивами Главного штаба, где хранится главная масса материалов, но, кроме того, и архивами, находящимися в Оренбурге, Омске и Тифлисе; впоследствии-же оказалось [II] необходимым извлечь материалы для истории завоевания Туркестанского края также и из архивов канцелярии Военного министерства, Главного инженерного управления, Морского министерства, С.-Петербургского главного архива министерства Иностранных Дел и Московского отделения общего архива Главного штаба.
Руководствуясь указаниями покойного генерала Н. А. Иванова, составитель настоящего сборника материалов приступил к собиранию их, начиная с 1839 г., т. е. с зимнего похода в Хиву генерал-адъютанта Перовского; окончил-же сборник 1876 годом, годом окончательного покорения Коканского ханства и присоединения его к Российской Империи, под именем Ферганской области.
При этом решено было издавать материалы в сыром, совершенно необработанном виде, в виде точных копий не только самих документов, но и резолюций на них, надписей и пометок, имеющих нередко весьма важное значение.
При составлении настоящего сборника и определении исторической ценности помещенных в нем документов, имелось прежде всего в виду возможно более полное и всестороннее освещение событий, и в этом отношении составитель встретил затруднения двоякого рода: во-первых, материалов относящихся до разных событий периода с 1839 по 1875 год, в разных архивах оказалось не одинаковое количество, далеко непропорциональное интересу и важности событий, благодаря чему получилось, что иногда события менее важные освещены более полно, чем события более важные; а во-вторых, пришлось в значительной степени считаться с тем обстоятельством, что слишком большее количество материалов, потребовало-бы и громадных средств на их издание.
Насколько составителю сборника удалось выйти из этого затруднения — сказать трудно, тем более, что оценка этого зависит от субъективных взглядов тех лиц, которые будут пользоваться собранными материалами, и тех специальных требований, с которыми эти лица будут подходить к ним.
Имеющаяся на некоторых томах надпись «не подлежит оглашению» свидетельствует, что данная книга не предназначается для пользования широкой публики.
Эта надпись сделана по соображениям, которые не зависели от составителя сборника и распространяться о которых здесь не представляется удобным.
А. Серебренников.