90.

Командующий войск. Оренб. края Военному министру; 7 апреля 1866 г. № 247. (Копия с копии.)

Турк. окр. арх. 1865 г. № 6. Шт. Оренб. окр.

Милостивый Государь, Дмитрий Алексеевич!

Сведения, полученные из Ташкента, Вашему Пр-ству все известны, представляют дела наши в Средней Азии в положении натянутом.

Торговля в тех странах прекращена еще с лета прошлого года, посланные в Бухару офицеры и чиновники [154] и находящиеся там наши купцы и прикащики со всеми их товарами задержаны и совершенно неизвестно, скоро-ли они будут выпущены; гражданское управление в крае не установлено и все равно, что не действует; войска до ноября прошлого года занимались исключительно постройкою себе помещений, а в январе начали уже новую компанию, значит, остались, по всем вероятиям, относительно обучения и стрельбы в том-же положении, в каком находились в сентябре прошлого года в бытность мою в области. Финансовая часть, не взирая на все мои распоряжения, приказания и содействие, пребывает в совершенной для правительства безизвестности и, почти наверное, предполагать можно в безотчетном состоянии. Политическое положение должно было пострадать от вторжения в пределы Бухарии, недостигшего никаких результатов, наконец, в военном отношении мы начали войну с Бухарою, не приготовясь к ней нисколько, и теперь войска наши стоят по ту сторону Сыр-Дарьи в ожидании того, что предпримет эмир, находящийся с многочисленными скопищами в Джизаке.

Для исправления такого невыгодного положения мною уже приняты следующие меры.

1) Дано было приказание г. Романовскому взять с правого фланга и передвинуть к Ташкенту, сколь можно, большее число рот из 5 и 2 батальона, что уже и исполнено.

7) Сделаны распоряжения о движении стрелковой роты батальона Каспийского полка из Орска в форт № 1 на верблюдах.

3) Две роты того-же батальона должны выйти пешком, форсированными маршами, в одно время со стрелками, т. е. 10 апреля.

4) По прибытии в первых числах мая частей Каспийского полка в форт № 1, ротам 5 батальона, еще там находящимся, предписано немедленно выступить и идти форсированными-же маршами в Ташкент.

5) Остальным ротам Каспийского полка и батальонам Семирченского полка и № 1 Оренбургского казачьего войска приказано выступать безостановочно, начиная с 20 апреля, и двигаться форсированными маршами.

6) Приказано начальнику артиллерии округа ген.-майору Кондратьеву и военно-окружному инспектору д. с. с. Сергееву отправиться в апреле в Туркестанскую область для осмотра подведомственных им частей, приведения в [155] определительность и ясность всего, что до части каждого относится, и устройства на месте всех дел и порядков так, чтобы на будущее время не могла повториться запутанность, ныне существующая.

7) Так, как ген.-м. Романовскому трудно будет при недостатке чиновников привести в ясность все, что до финансовой части касаться может, предполагаю послать в его распоряжение состоящих при мне по особым поручениям двух чиновников и одного из окружного интендантства.

8) Равномерно, полагаю необходимым командировать опытного инженера для осмотра в области всех сооруженных уже в области построек и для приведения в должный порядок инженерного управления. О назначении для сей цели инженерного штаб-офицера вместе с сим делаю сношение с ген.-лейт. Тотлебеном.

9) Полагаю совершенно необходимым для сохранения положения нашего в Средней Азии, отвечающего могуществу России, войти с эмиром однажды уже начатую, хотя и несвоевременно, окончить решительными действиями и чувствительными для эмира ударами, с целью убедить его, что Россия — не Хива и не Кокан и что оскорблять нас невозможно. Для чего, по приходе и сосредоточении войск в Ташкенте, я почитаю долгом прибыть туда, самому принять над войсками личное начальство и окончить на месте все дела с Бухарою.

Если Ваше Пр-ство изволите одобрить все эти распоряжения и предположения мои, то было-бы полезно для сокращения времени и для избежания долгой переписки испросить для меня у Государя Императора разрешение приехать в Петербург для личного доклада обо всем вышеизложенном. Решение по сему вопросу буду ожидать по телеграфу, чтобы воспользоваться первыми волжскими пароходами.

Подпись: В. Крыжановский.