83.
Военный губернатор Турк. обл. командующему войск. Оренб. окр.; 30 марта 1866 г. № 278.
(Пометка: «получено 20 апреля 1866 г.»)
Турк. окр. арх. 1866 г. № 12. Шт. Оренб. окр.
Милостивый государь, Николай Андреевич!
В дополнение рапорта за № 29 считаю долгом довести до сведения Вашего Пр-ства о положении дел, насколько конечно успел с ними ознакомиться.
Положение не блестящее, эмир располагает воевать и по последним сведениям находится с своим скопищем или в Ура-тюбе, или по дороге от последнего к Чиназу. Последнее вероятнее. Лазутчики доводят числительность его войск до 100 т., при таком же числе орудий, но само собою разумеется, что это число нельзя не считать преувеличенным. Кокан колеблется соединиться с эмиром, но во всяком случае действует враждебно, партии его беспрерывно появляются на правом берегу Сыра и, конечно, всего более вероятия, что соединится с Бухарою. Кипчаки расположены вести с нами дружбу и действовать в наших видах, но едва-ли решатся на что-либо без непосредственной поддержки с нашей стороны.
У нас для военных действий сосредоточены: главный отряд у Чиназа, в составе 14 рот, 5 сотен при 18 орудиях, и другой, в составе 5 рот, 1 сотни и 4 орудий у кр. Кереучи. Хотя вследствие множества различных командировок численность частей весьма слаба, так что, при всем старании, в главном отряде едва-ли можно будет довести число боевых единиц до 2500 человек, во всяком случае этих войск для оборонительных действий не только противу Бухары, но и в случае одновременного наступления Бухары с Коканом можно надеяться с Божьею помощью будет достаточно. Но к прискорбию для сосредоточения такого числа вперед, пришлось весьма ослабить заднюю линию, так что, например, в Туркестане теперь находится одна сотня, в Чимкенте почти столько-же, между тем каждое из этих укреплений по своим меркам назначено для нескольких батальонов. Кроме того, в последнее время сообщения Ташкента с Чимкентом, а последнего с [140] Туркестаном сделались небезопасны, и были уже неоднократно случаи нападений и угона баранов и верблюдов.
В продовольствии и боевых припасах ни отряды, ни укрепления нужды не терпят, но и больших запасов нет; в деньгах повсюду встретил я нужду крайнюю, так что в отряде например, в настоящее время казенных денег не наберется и 1 т. руб. серебр. Для нужд отряда занято мною у графа Воронцова из его собственных денег 5 т. рублей.
Такое общее положение здешних дел, а Ваше Пр-ство сами изволите видеть, в какой мере необходимо скорейшее прибытие сюда подкреплений с Оренбургской линии. В ожидании же их прибытия или, по крайней мере, до прибытия ближайших подкреплений, сколько будет от меня зависеть, предполагаю действовать выжидательно. Как-бы не было желательно скорее поправить впечатление Джизакского дела, тем не менее на наступление без крайности не решусь, а буду оставаться на позиции у Чиназа, где нашел войска, тем более, что позиция во всех отношениях довольно выгодна и притом уже усилена временным укреплением.
С глубочайшим уважением и совершенною преданностью имею честь быть Вашего Пр-ства покорнейший слуга.
Подпись: Д. Романовский.