77.
Командующий войск. Оренб. окр. вице-канцлеру; 26 марта 1866 г. № 214. Оренбург. Секретно). (Пометка: «14 апреля 1866 г.)
С.-Пет. Гл. арх. М. И. Д. Аз. деп. 1865 г., № 11 (1—9).
В дополнение отзыва моего от 25 марта № 213 честь имею препроводить к Вашему Сиятельству копию с полученного мною письма от Бухарского эмира. Письмо это, как отправленное еще в январе, по содержанию своему сходно с письмами эмира к господину Черняеву, копии с которых приложены к отзыву моему к Вам № 213.
В свою очередь, отправив письмо к эмиру (копия прилагается), я вместе с тем сделал распоряжение о немедленном переезде бухарского посла Неджмеддин-ходжи со свитою в форт № 1, где он будет жить впредь до особых моих распоряжений.
Подпись: ген.-адъют. Крыжановский.
Приложение 1. Письмо Бухарскому эмиру. (Секретно).
Ваше Высокостепенство. Письмо Ваше, отправленное ко мне в январе, я получил на этих днях. От февраля-же имею донесение от господина Черняева, которым он уведомляет меня, что получил от Вашего Высокостепенства несколько других писем, в них Вы извещаете его, что задержанные Вами офицеры уже выехали из Бухары в Самарканд и скоро будут высланы к г. Черняеву. Уверен, что на сей раз Вы сдержите обещание, закрепленное Вашею печатью, а потому надеюсь, что дальнейшие наши сношения, начавшиеся к сожалению не вполне дружественно, перейдут скоро к лучшему и будут клониться не к вражде, а к устройству мирных торговых дел.
С этою последнею целью был задержан при мне в Оренбурге и почтенный Наджмеддин-ходжа, но, после получения мною Вашего письма, присутствие его здесь считаю бесполезным и потому предложил ему переехать в форт № 1, где он и будет жить до тех пор, пока я не получу донесения из Ташкента о благополучном возвращении наших офицеров и чиновников. 25 марта 1866 г. г. Оренбург. Подпись: ген.-адъют. Крыжановский. [133]
Приложение 2. Письмо эмира Бухарского ген. Крыжановскому. (Секретно). (Копия с копии.)
На письмо твое относительно посланников даем знать, что они содержатся благополучно, как наши гости, и получают продовольствие, приличное их званию.
Посла нашего отправь к твоему Государю, дабы он лично передал Ему наши слова, основанные на дружбе. Если он даст ему ответ тоже дружественный, то по-прежнему возобновится между нами согласие старинное, и тогда уже послы русские будут возвращены как следует, приведенные в великий восторг; если-же Государь не обратит внимания на прежнее наше согласие и покажет вид недружественный, тогда обстоятельство это будет передано нами на обсуждение нашим улемам (духовенство) и мы ответим, в то время, тоже согласно их решению.
Прислан-ли посол от друга или недруга, во всяком разе должен он пользоваться, по праву гостя, особенным вниманием и должен быть огражден от всех, могущих встретиться с ним неприятностей. Если посланники присланы к нам в видах сохранения дружбы, то не было надобности и переправлять войска чрез Сыр-Дарью и показывать этим нам неприятные отношения.
Итак, остаемся в ожидании ответа Государя.
Пребывающие в настоящее время в благородной Бухаре русские и татарские купцы, равно их товары, целы и невредимы, и они сами остаются тоже в надежде, получить радостное известие, которое должно последовать от Государя. Благородный месяц Рамазан, 1282 (т. е. января 1866 г.). Приложена печать эмира Сеид-Музафара.