65.

Командующий войск. Зап. Сибири Военному министру; 15 марта 1866 г. № 1613. Омск. (Пометка: «9 апреля 1866 г.»)

Воен.-учен. арх. Отд. 11, № 6806.

Командующий войсками Семипалатинской области вследствие данного ему предписания донес мне, что эмиграция наших киргиз в Китайские пределы до сих пор не имела особенного значения. Из лиц, наиболее влиятельных, откочевал за границу только Бугинский манап Балдай. Кроме его, некоторые из киргиз рода Кызыл бурк и Бузум также покушались перейти в Китайские пределы. Но вследствие заблаговременно принятых мер, побег этот был во-время остановлен.

В такой-же степени неудачные были и попытки откочевать в китайские пределы части киргиз Адбановского рода, главенство над которыми занимал весьма влиятельный бий Тазабек Бусурманов. По получении об этом сведений, со стороны местного начальства сделано было распоряжение о вызове в укрепление Верное Тазабека Бусурманова вместе с другими, менее благонадежными, но имеющими влияние на народ, почетными киргизами. Эти влиятельные ордынцы заняты в настоящее время при Ала-тауском окружном управлении разбирательством разных дел по взаимным претензиям и жалобам, как относительно своих родовичей, так и киргиз, соседних с ними волостей. Для наблюдения же за аулами, из коих вызваны означенные лица, и расположенными зимними кочевками в долинах рек: Чилика, Чарына и трех Мэркэ, выставлен на уроч. Куулук-тау наблюдательный пост, состоящий из полувзвода стрелков и 50 казаков.

Незначительность эмиграции обусловливается также и настоящим суровым временем года, а также нерешительным [116] положением дел в Западном Китае. Но должно полагать, что с окончательным падением Кульджи эмиграция киргиз в китайские пределы значительно усилится. В отвращение этого уже приняты надлежащие меры, которые с открытием весны получат более широкое развитие расположением на границе наших отрядов, о чем вслед за сим я буду иметь честь особо донести Вашему Пр-ству.

Подпись: ген.-от инф. Дюгамель.