51.

Оренб. ген.-губернатор министру Иностранных Дел; 24 февраля 1866 г. № 1400. Оренбург.

С. Пет. Гл. арх. М. И. Д. Аз. деп. 1862 г. № 15, ч. II, (1 9).

Военный губернатор Туркестанской области доносит мне, что жители Ташкента, движимые глубокою признательностью за державное покровительство Его Императорского Величества решили не словом, а делом заявить это чувство и свое неизменное желание слить с Россиею свое дальнейшее существование. Они освобождают своих персидских невольников, потому что в России видели, как русские верноподданные за Белого Царя освободили своих крестьян.

Таким образом, ташкентцы пожертвованием своих интересов и азиатских понятий о законности рабства, стремятся доказать, что они теперь уже считают себя русскими [90] подданными и чуждаются соседних ханств. Примеру их последовали и в Туркестане.

Представляя мне об этом событии и прося меня повергнуть адресы ташкентцев к стопам Его Императорского Величества, генерал майор Черняев присовокупляет, что быстрому и единодушному решению ташкентцев много способствовало доверие и уважение, которое успел им внушить справедливостью и верным пониманием характера и потребностей здешнего населения заведывающий ташкентским районом войсковой старшина Серов; пример же прочим в освобождении невольников первый подал богатый туркестанский житель Сеид-Газым Мухаммедбаев Карабеков, за которым последовали остальные.

Донося об этом Военному министру и препроводив в подлиннике к ген.-адъют. Милютину полученные от ген.-м. Черняева адресы ташкентских жителей, я имею честь уведомить об этом Ваше Сиятельство.

Подпись: ген.-адъют. Крыжановский.