25.
Командующий войск. Оренб. окр. Военному министру; 26 января 1866 г. № 20. Оренбург.
(Пометка: «получ. 28 февраля 1866 года»)
Воен.-учен. арх. Отд. 11, № 6800.
Милостивый государь, Дмитрий Алексеевич!
Неоднократно имел я честь заявлять Вашему Пр-ству о плачевном состоянии нашей Аральской флотилии. В настоящее время флотилия эта, по мнению моему, приобретает особенное значение, о чем и дозвольте взыскаться здесь обстоятельно.
Из сведений, полученных мною от чинов комиссии действит. стат. советника Гирса, только что объехавших степи Сибирских киргиз, оказывается, что восстание дунган может играть в близком будущем весьма важную роль в делах Средней Азии. Образование значительного магометанского государства со включением в него Кашгара и верховьев реки Аму-Дарьи очень возможно. Конечно, нет причин силою оружия останавливать образование такого владения, но необходимо на случай его устройства поставить себя относительно наших соседей в положение более обеспеченное, чем то, в котором мы находимся ныне. Кроме того, от членов той-же комиссии и из статьи «Русского Инвалида» я узнал, что правитель Кашгара сносится уже с эмиром Бухары и что Английское правительство добилось или по крайней мере добивается разрешения устроить факторию на озере Сары-куль. Подобная фактория была-бы для нас в высшей степени опасна, ибо она может со временем добиться и разрешения плавать по Аму-Дарье.
Не знаю, как Вы взглянете на настоящее дело, но мне кажется, что в случае фанатического взрыва магометан Средней Азии, нам совершенно необходимо иметь в руках своих возможность удержать Бухару и Хиву от неприязненных противу нас действий и внезапным появлением в центре сих владений парализировать их сочувствие к прочим мусульманам: единственное-же и лучшее к тому средство есть завладение Кунградом и введение наших пароходов в Аму-Дарью.
Я убежден также, что учреждение английской фактории на Сары-куле обяжет нас, если только мы не захотим [37] утратить весь наш кредит в Средней Азии, занять тотчас же Кунград и ранее англичан завести наши пароходы на Аму; следовательно, как в том, так и другом случае исход для нас один, но дабы быть готовым к нему, необходимо заранее припасти все, что нужно как для завладения Кунградом, так и для плавания по Аму.
Об этих видах, и предполагая, что для надобностей собственно Сыр-Дарьи, кроме уже заказанного парахода, придется может быть завести таковых еще один или два, я не могу умолчать, что для плавания в Аральском море, за исключением парохода «Перовский», кое-как и то с переделками ходившего в былое время в устья Аму, мы не имеем ровно ничего, а потому полагаю для этой последней цели заказать еще 4 парохода (из коих 2 речных), 12 барок и 3 парома с принадлежностями, что может стоить приблизительно до 720.000 руб., включая сюда доставку и сборку судов. Независимо от сего следует усилить средства флотилии и в людях, с каковою целию даже для настоящих потребностей флотилии необходимо поскорее ввести вновь проэктированное положение, изменив штаты личного состава сообразно тому увеличению числа судов, которое вследствие настоящего моего заявления может быть разрешено завести.
Все эти данные до такой степени важны, что я не счел себя вправь умолчать о них перед Вашим Пр-ством; я считаю даже себя обязанным просить ныне-же высказать мне по этому делу Ваш взгляд, дабы на случай каких-либо событий в Средней Азии, подобно упомянутым выше, не быть застигнутым врасплох и иметь для руководства на месте соображения, необходимость которых была-бы признана не одним мною, но и высшим правительством.
О постройке нового парохода я уже имел честь донести Вашему Пр-ству. Легко быть может, что при заказе встретятся какие-либо затруднения в исполнении составленного мною предположения. А потому, чтобы не задерживать дела, а также и для пересмотра штата, решаюсь командировать в С.-Петербург капитана-лейтенанта Гадд, который, ознакомясь уже с местными условиями здешнего пароходства, может быть необходим Вашему Пр-ству для дальнейших соображений по сему вопросу.
Осмотрев лично берега реки Сыр и убедясь в невозможности учредить порт на Арысе я полагаю, что форт Перовский есть лучший пункт для учреждения порта и адмиралтейства. С этою идеею связана еще и другая, а именно [38] проведение (если окажется возможным) главного колесного пути от Оренбурга прямо на форт Перовский, минуя форт № 1 и другого пути от форта Перовский на укрепление Оренбургское и на Троицк. За сим форт № 1 должен будет остаться портом не для Сыр-Дарьи, а для Аральского моря.
Вашему Пр-ству известно, что я уже сообщил министру Путей Сообщения предположения об изучении и составлении проекта дорог в Туркестанскую область, а также об улучшении плавания по Сыру. Опасаюсь, что исправления реки между фортом Перовский и фортом № 2 потребует значительных расходов; если опасение мое оправдается, то, быть может, окажется более дешевым разделить флотилию долженствующую плавать в здешних водах на две отдельные части, а именно: на речное пароходство для Сыра и Аму и на морское для плавания по Аральскому морю.
Не надо тоже упускать из виду, что в случае необходимости занять Кунград придется произвести немаловажные работы в устьях обеих рек, и что эти работы будут нужнее очищения Караузяка или Джаман-Дарьи и во всяком случае совершенно от них независимы.
Представляя соображения эти на благоусмотрение Вашего Пр-ства, беру смелость повторить покорнейшую просьбу мою о сообщении мне, сколько Ваше Пр-ство найдете полезным, тех сведений, которые получаются из Западной Сибири, как о восстании дунганей, так о других делах, имеющих близкую связь с владениями, соприкасающимися с Сыром и Аму в географическом и торговом отношениях.
Было бы весьма желательно, чтобы капитан-лейтенант Гадд возвратился к месту служения к открытию навигации.
С истинным уважением и совершенною преданностью имею честь быть Вашего Пр-ства покорный слуга.
Подпись: Николай Крыжановский.
Резолюция: «П. Н. Стремоухов лично возвратил мне письмо ген.-адъют. Крыжановского, которое он находит заслуживающим опровержений с первой строки до последней. Кроме того, что мы сегодня уже предположили ответить ген.-адъют. Крыжановскому, можно будет еще высказать следующее: 1) что опасение со стороны дунганей быть может и преувеличено, хотя не следует и пренебрегать ими; 2) что появление англичан на Сары-куле еще не есть большая беда, но более чем сомнительно, чтобы они могли в самом деле [39] там утвердиться или иметь факторию, пункт этот был-бы слишком отдаленным для них и опасным; 3) плавание в верховьях Аму, сколько известно, вовсе невозможно, вообще же река на всем своем протяжении весьма несудоходна и в этом отношении Сыр несравненно выгоднее и вернее. Весьма было-бы желательно, чтобы ответ ген.-адъют. Крыжановскому, вместе с его письмом (при сем прилагаемом и официальным отзывом) я мог получить не позже завтрашнего вечера, чтобы прочесть государю во вторник. 6 февраля 1866 г. Д. Милютин.»