157.

Воен. губернатор Турк. обл. командующему войск. Оренб. окр. 3 июня 1866 г. № 118. Ташкент.

(Пометка: «получ. 20 июня 1866 г.»)

Турк. окр. арх. 1866 г. № 12. Шт. Оренб. окр.

Задержанное в Бухаре русское посольство, по соглашению моему с доверенным, бывшим у меня от эмира в Ходженте, было направлено через Джизак на Чиназ и прибыло благополучно в Ташкент 2 сего июня.

Из предыдущей переписки Ваше Пр-ство изволите усмотреть, что, по всей вероятности, скоро будут возвращены и все русские купцы, задержанные в Бухаре, причем, однако, бухарцы, конечно, будут стараться не выпускать их из своих пределов до прибытия из Оренбурга на Сыр-Дарью бухарцев, и потому прошу Ваше Пр-ство не отказать выслать последних на Сыр, в возможной скорости; затем, бухарцы желали-бы тотчас-же восстановить мирные и торговые сношения. В сих последних видах, необходимо было-бы поспешить учреждением тарифа. При этом, долгом считаю обратить внимание Вашего Пр-ства, что если мы будем по прежнему брать с бухарцев пошлину менее, чем с Хивы и Кокана, то для сих последних такой тариф может показаться несправедливым, так как отношения наши в последнее время к помянутым владениям были вообще гораздо лучше, чем к Бухаре. [265]

Что-же касается до прочих условий предстоящего мира, то в предварительных переговорах я, конечно, буду стремиться подготовить бухарцев к исполнению всех известных мне по этому предмету видов нашего правительства и Ваших указаний. Есть надежда, что на все это бухарцы согласятся, так как по самому щекотливому для эмира пункту, а именно, относительно установления границ, они в своих заявлениях весьма скромны и не претендуют на возвращение Нау и Кокана. Во всяком случае, я уже не раз заявлял бухарским посланцам, что смогу уговариваться с ними о мире лишь предварительно и что все меры, мною принимаемые, суть только меры временные, а что для окончательных условий и прочного восстановления дружественных сношений, эмиру необходимо послать уполномоченного к Вашему Пр-ству.

Ожидаю по всем сим предметам Ваших указаний.

Подпись: г.-м. Романовский.

Резолюция: «Командующий войсками приказал написать генералу Романовскому с курьером, что бухарские купцы, согласно Высочайшей воле, не будут выпущены отсюда до тех пор, когда все наши люди и товары не возвратятся из Бухары. Объявить это эмиру, если ген.-м. Романовский признает нужным, а также известить его, что окончательные переговоры будут ведены генер.-адъют. Крыжановским в Ташкенте, чтобы к приезду его эмир выслал туда своих уполномоченных, и что, будет-ли это ходжа или другие, во всяком случае они должны иметь удостоверение эмира, что он им разрешает от своего имени подписать трактат и ручаться за его соблюдение.

Тариф, общий для всей Средней Азии, уже утвержден Его Пр-ством и будет скоро выслан в Оренбург; относительно-же переноса таможни дело решится в Ташкенте командующим войсками, для чего едет туда и ген. Оридевиль.

Эмир должен быть поставлен в известность, что до этих пунктов ему нет никакого дела, ибо они принадлежат Кокану, с которым и пойдут особые переговоры.»