150.
Журнал о положении дел, военных происшествиях, слухах и событиях на китайской границе и в сопредельных с Семипалатинскою областью землях за июнь месяц 1866 г.
Воен.-учен. арх. Отд. 11, № 6810.
На пограничном пространстве области в течение июня месяца произошли следующие события.
В первых числах июня месяца прибыло из Урумчи в Чугучак 1.500 дунган, которые, простояв в окрестностях Чугучака до 20 числа того-же месяца и, по присоединении к себе всех оставшихся в Чугучаке дунган как оседлых, так и временно там пребывавших, бросили Чугучак и, по показаниям киргиз, ушли в Манас. Все, что могло уцелеть в Чугучаке от продолжительной борьбы с инсургентами, сожжено дунганами. Есть весьма достоверные слухи, что и фактория наша истреблена пожаром. Впрочем, это последнее известие хотя и подтверждается повсеместно, но должно быть проверено еще и начальником Южно-тарбагатайского отряда, о чем и дано ему предписание. Причины, почему дунганы бросили Чугучак и засеянные в окрестностях этого города хлебом поля, до сих пор неизвестны. (По полученному на днях донесению вице-консула нашего в Чугучаке от 15 июля № 84, вышедшие из Чугучака дунгане воротились обратно в Чугучак.)
Бывший в Чугучаке правитель обращался к начальнику Южно-тарбагатайского отряда с весьма почтительным письмом, в котором, извиняясь за столкновение, происшедшее в мае с нашим отрядом, уведомляет, что виновные в произведении этого беспорядка наказаны им плетьми. С очищением Чугучака и с упразднением всякой власти, беспорядки, производимые кочующими там киргизами, значительно усилились. Киргизы эти, с намерением произвести баранту, стали чаще появляться в наших пределах в значительных партиях. Из числа нескольких угонов скота, произведенных киргизами китайского ведения, самый значительный угон сделан 27 июня в вершине реки Аягуза, на уроч. Джарык-баш, откуда угнано принадлежащих торговцам и киргизам Сергиопольского округа 795 лошадей: одна из партий враждебных киргиз проникла на пикетную дорогу между Кызыл-кийским и Аркатским пикетами, и пыталась остановить следовавшую [257] из Семипалатинска почту, но, благодаря находчивости почтальона и конвойных, вреда ей не сделала.
В окрестностях Кульджи и на прилегающем к ней пограничном пространстве ничего замечательного не случилось. Эмиграция калмыков, солонов и сибо продолжается. На Иссык-куль вновь прибыло 703 человека калмыков, два года скитавшихся без приюта. Они присоединены к своим родовичам, перешедшим в тот край осенью прошлого года. В Копальский и Ала-тауский округа весьма много прибыло солонов и сибо. По приблизительному исчислению, их насчитывается до 10 т. душ, но определительных сведений еще не получено.
О положении дел в Восточном Туркестане получены сведения, к проверке которых приняты меры, что, будто-бы, кипчаки, заняв, своими войсками Кашгар, Яркенд, Марал-баши и Хотан, большими массами двигаются к Ак-су и Уч-турпану, с целью завладеть и этими городами. Торговые люди подвергаются там разным притеснениям.
В последних числах июня Алтайский отряд совершил движение к озеру Марка-куль и, пробыв шесть дней в этом походе, возвратился на позиции при пикете Чингизтай. Около того-же времени Северно-тарбагатайский отряд также предпринимал движение к урочищу Джиты-арал, для захвата беспокоившего кокбектинских киргиз в продолжении двух последних лет байджигитовского киргиза Тюлегена Адрашева. Предприятие это вполне удалось. Тюлеген с сыном и с одним из главных своих сподвижников схвачены отделенной от отряда для этой цели небольшою частью казаков и доставлены в Кокбекты, куда, для приведения в известность всех производимых ими беспорядков, командирован Семипалатинского областного правления советник Абрамов.
Захват этих хищников произведен так осмотрительно, что не произвел ни малейших беспорядков, какие обыкновенно бывают в подобных случаях, как-то: чебара, где гибнут и страдают только невинные жертвы, баранты и тому подобное: одним словом, в аулах не тронуто ни одной нитки. При исполнении поручения этого, оказали особое усердие и смелость толмач хорунжий Корнилов и казаки 8 полкового округа Рахвалов и Калачев.
С такою же целью, для захвата кызаевского бия Бокея Утегенева, сделавшего разбойническое нападение (в 1864 г.) на корпуса топографов штабс-капитана Нифантьева, и соединившегося с Бокеем — султана Байчокана, о котором я доносил 24 июня за № 3401, Южно-тарбагатайский отряд, [258] по получении сведений, что Бокей перешел с своими аулами в наши пределы и расположился на р. Аи-куча, отделив от себя часть войска, под начальством отрядного начальника, налегке предпринял движение, но о результатах этого движения не получено еще донесений.
Подпись: ген.-м. Колпаковский.