134.

Командир Сибир. корп. Военному министру; 17 мая 1866 года. № 2838. Омск. (Пометка: «5 июня 1866 г.»)

Воен.-Учен. арх. Отд. 11, .V 6790.

Для большего упрочения нашего владычества и влияния в Киргизской степи, а в особенности для занятия некоторых важных в политическом и военном отношении пунктов на ее окраинах и на торговых путях в города Чугучак, Кульджу и Ташкент, при предместниках моих, признавалось полезным водворить на этих местах казачьи поселения. Таким образом, цель наших водворений в степи заключалась, главным образом, в том, чтобы придать нашей военной основе в сем крае желаемую степень силы и безопасности. Вследствие чего, и принятая в то время система крупных колоний, обусловленная государственною необходимостью, вполне соответствовала своему назначению. Но в настоящее время приведенная цель уже вполне достигнута, а между тем, существующая система колонизации степи, с точки зрения экономических интересов, оказывается весьма стеснительною. Казачье население, сгруппированное в Киргизской степи, в нескольких отдельных пунктах совершенно обособленное, замкнутое и отдаленное одно от [226] другого значительными пространствами, вследствие основных начал экономических, естественно, стремится занять более привольные местности, имеющие значительные удобства для каких-либо промыслов или для развития земледелия и торговли. В этом отношении представляет весьма много богатых угодий восточная окраина степи, присоединенная к владениям России, на основании Чугучакского договора 25-го сентября 1864 г. В такой-же степени обещает много выгод и основание русской селитьбы на берегах Зайсана и Иссык-куля, по развитию на этих степных водоемах, а в особенности на первом, рыбных промыслов и по устройству вблизи их прочных перепутьев для нашей торговли с Китаем и Среднею Азиею.

На основании изложенных соображений, а также в виду добровольных заявлений со стороны казаков относительно переселения из своих станиц в другие местности, представляющая более удобств в хозяйственном отношении, я полагал-бы допустить это переселение на следующих началах:

1) дозволение выселяться из станиц, находящихся как в Киргизской степи, так и вне ее, на указанные места в степи; выбор мест для новых поселений и ограничение самого числа переселяемых предоставить моему усмотрению, соображаясь с местными обстоятельствами, пространством удобных и свободных земель, а также и необходимостью не стеснять при этом кочующих киргизов;

2) переселение это должно быть вполне свободное, т. е. допущено для одних добровольных охотников из казаков Сибирского войска, и притом на их счет, без всяких издержек или пособий от казны и

3) разъяснение всех вопросов и разрешение всех затруднений, могущих встретиться, при введении в действие всех вышеизложенных правил, а также развитие оных в подробности предоставить мне, по званию генерал-губернатора Западной Сибири.

Изложенное предположение мое имею честь сообщить Вашему Высокопр-ству и покорнейше просить о последующем по оному Высочайшем Его Императорского Величечества соизволении почтить меня уведомлением.

Подпись: ген.-от-инф. Дюгамель.

Резолюция: Гл. шт. «Спросить мнение Управления иррег. войск и комиссии об устройстве быта киргизов, а затем представить доклад». 6 июня.