ТУРКЕСТАНСКИЙ ОТРЯД В АХАЛ-ТЕКИНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1880-1881 ГГ.

(Из журнала военных действий туркестанского отряда в ахал-текинской экспедиции с ноября 1880 г. по 14-е марта 1881 г.)

(Статья пятая).

(См. «Воен. Сборн.», 1882 г., №№ 3, 4, 5 и 12.)

5-го января стрелковая рота 13-го туркестанского линейного баталиона и 1-я рота Ширванского полка отправлены в лагерь на отдых, а вместо них вызваны 2-я рота Ширванского полка и 1-я рота 13-го туркестанского линейного баталиона.

Расположение частей отряда в ночь на 6-е января следующее:

На плотине и в соединительной Овальной траншее 9-я рота ширванцев. В Ширванском редуте — 1-я рота линейного баталиона и 50 пеших казаков. В кале Охотничьей — охотники и саперы; в туркестанской — 3-я рота линейного баталиона и два горных орудия. В Главной кале и впереди ее в траншеях — 2-я, 10-я, 11-я и 12-я роты Ширванского полка, два орудия и 2 картечницы.

Около 5 часов пополудни с наблюдательных постов замечено было, что текинцы собираются в наружном крепостном рве и больше всего за траверсом. С наступлением темноты, в ожидании нападения, люди были в таком возбужденном состоянии, что на послышавшиеся крики со стороны текинцев у нас в траншеях началась учащенная ружейная стрельба, в некоторых ротах даже беспорядочная; между тем текинцы не нападали, а ограничились только одними криками со стен крепости и из рва и усиленною стрельбою.

В это время не малую пользу принесли боевые ракеты, пускаемые с башни Охотничьей калы к крепости; они прекрасно освещали местность впереди наших позиций и тем не давали текинцам возможности незаметно подкрасться к нашим траншеям.

В этот же вечер сделана весьма удачная проба освещения [150] впереди лежащей местности, с различных пунктов, гелиографным фонарем, которым в последующие дни стали весьма часто пользоваться с этой целью.

В виду предполагавшихся на следующий день работ по устройству минного колодца и ведения минной галереи под крепостную стену, необходимо было точно измерить расстояние до рва. На этот подвиг вызывался из туркестанского дивизиона сотник Уральского казачьего войска Кунаковский. Пользуясь темнотою и нерешительностью неприятеля, он с тремя спутниками (уральский казак Тетеков и два стрелка 13-го туркестанского баталиона, из коих один унтер-офицер Наум Константинов), вышел из Ширванского редута и, не смотря на прекращавшийся огонь с крепости, благополучно измерив расстояние, добрался до рва, четыре раза спускался в него для измерения глубины и затем тем же путем возвратился в Ширванский редут. На случай необходимости выручить сотника Кунаковского была приготовлена команда в 25 человек. готовая броситься вперед. Кроме того, отборные стрелки из Ширванского редута и Овальной траншеи зорко следили за огоньками со стены крепости и на каждый выстрел текинцев отвечали несколькими, целясь на огонь.

С восходом луны все стихло, поэтому полковник Куропаткин отдал приказание, чтобы в частях, занимавших траншеи, на банкетах у амбразур осталась только половина людей дежурными, а остальные могли отдыхать, не вылезая из траншей. Осадные работы в этот день состояли:

1) Вечером вышли из Овальной траншеи вперед двумя тихими сапами (перекидная сапа) на 10 сажен и соединились траншеей, приведенной к утру в оборонительное положение. На работах было сапер 24, рабочих 20.

2) 2 саперных унтер-офицера и 25 человек рабочих улучшали ходы сообщения но передовой позиции.

В этот день в войсках центра убито нижних чинов 4, ранено 8; убито лошадей (в лагере) 1, ранена 1. Выпущено патронов 22,474, снарядов 34, боевых ракет 80.

Днем 6-го января осадные работы производились следующие:

1) Движение перекидной сапы вперед. На работах: 24 сапера. 2 унтер-офицера и 1 офицер.

Одновременно начат минный спуск из соединительной траншеи. Минный спуск и затем минная галлерея велись, благодаря свойствам грунта, без обшивки. К вечеру сапой пройдено семь [151] сажен, и затем сапы сомкнуты траншеей, приведенной в оборонительное положение. 10 рабочих.

2) Вечером же улучшены ходы сообщения. 2 сапера, 20 рабочих.

3) Устроена резервная траншея в овраге, впереди Охотничьей калы, с четырьмя ступенями в поле. Сапер 2, рабочих 16.

4) Улучшение Овальной траншеи и замена туров и ящиков на ней мешками с землею. Сапер 4, рабочих 20.

На перевязочном пункте в главной Великокняжеской кале замечен шум, похожий на подземную работу неприятельского минера, вследствие чего там же и в правом переднем углу Охотничьей калы, по направлению к неприятельскому траверсу, сделаны два слуховых колодца.

Утром 1-я рота 13-го линейного баталиона возвратилась в лагерь, а вместо нее была вызвана стрелковая рота того же баталиона.

Расположение частей центра в ночь на 7-е января было: на плотине 11-я рота ширванцев; в Ширванском редуте — стрелковая рота и 50 спешенных казаков. (Казаки ежедневно сменялись, назначался из двух сотен туркестанского дивизиона). В Охотничьей кале — охотники. В Туркестанской — 3-я рота туркестанцев и 2 орудия; в Овальной траншее — полурота 2-й роты ширванцев; другая полурота этой роты располагалась по продолжению южного фаса Главной Великокняжской калы, влево от угла, занятого горным орудием. В траншеях впереди Главной калы — 10-я рота ширванцев. В резерве — в Главной кале: 1-я, 9-я и 12-я роты Ширванского полка, 1 горное орудие и 2 картечницы. На Мортирной батарее и на редуте № 2-го траншейный караул занимали 3-я и 4-я роты 1-го баталиона Ширванского полка. В лагере же находились: 1-я рота 13-го линейного баталиона и 1 1/2 сотни казаков при 2-х ракетных станках.

Поднявшийся с утра сильный ветер, к 5 часам пополудни превратившийся уже в песчаный буран, мешал производить наблюдения с устроенных наблюдательных постов за действиями неприятеля; слышавшиеся крики в крепости заставляли предполагать, что текинцы воспользуются такой непогодой, чтобы сделать нападения, хотя впрочем буран этот и им не благоприятствовал.

В 6 часу вечера, по наступлении совершенной уже темноты, текинцы действительно сделали попытку выйти из наружного рва, [152] против левого фланга отряда, но, встреченные залпами, отошли назад.

В этот день в войсках центра: ранено нижних чинов 2, контужено 1, ранено лошадей 1. Выпущено патронов 7,484, снарядов 36.

7-го января производилось:

1) Устройство минного окна в передовой соединительной траншее.

2) Устройство редута, названного Саперным, на 30 человек пехоты. На работах: сапер 2, рабочих 80. Кроме того, 10 человек рабочих поставлены на вентилятор. Материалов израсходовано: бочонков 20, ящиков 40.

В ночь на 8-е января в Саперном редуте и в Овальной траншее находилась 12-я рота ширванцев. В Ширванском редуте — 1-я рота 13-го линейного баталиона и 50 казаков. На плотине — 1-я рота ширванцев; в Охотничьей кале — охотники и саперы; во рву перед Охотничьей калой — 10 мортир, доставленных из главного лагеря сего числа утром. В Туркестанской кале — 3-я рота 5-го туркестанского линейного баталиона и 2 орудия. В траншеях перед Главной калой — 9-я и 2-я роты ширванцев. В резерве в Главной кале — 10-я и 11-я роты ширванцев, 1 горное орудие и 2 картечницы. На Мортирной батарее и в редуте № 2-го — 3-я и 4-я роты Ширванского полка и 4 орудия. В лагере — стрелковая рота и 1 1/2 сотни казаков.

Причина раздававшихся накануне вечером криков в крепости объяснилась, когда утром с наблюдательных постов донесли, что текинцы в течение ночи перенесли около 200 кибиток из участка № 2-го в участок № 3-го.

В виду того, что внутренность крепости вся была почти видна с наблюдательных постов, устроенных на башнях в Охотничьей кале и в Правофланговой, заведывающий наблюдательными станциями маиор Богаевский, сняв план внутренности крепости Денгиль-тепе, разделил ее на три участка; на месте же эти участки разделялись воображаемыми линиями, проведенными между видимыми, выдающимися предметами.

Для удобства наблюдения за тем, что делается в крепости и как ложатся наши артилерийские снаряды, разделение внутренней площади крепости на участки было необходимо вследствие той массы кибиток, которые находились в крепости и в которых жили текинцы.

Сегодня утром командующий войсками приказал войти в [153] переговоры с текинцами о том, чтобы они убрали тела своих убитых, лежащих впереди наших позиций. Полковник Куропаткин приказал одному из туземцев отправиться в Ширванский редут и оттуда начать кричать текинцам относительно уборки тел и что на время этой уборки мы прекратим стрельбу. Вслед засим был дан сигнал «отбой», и стрельба по всей нашей линии прекратилась; туркмены, видя это, с своей стороны прекратили ружейную стрельбу. Назначенные полковником Куропаткиным для ведения переговоров — подпоручик 2-го туркестанского стрелкового баталиона Еникеев, подполковник Юмудский и вызвавшийся сопровождать их охотником войсковой старшина Оренбургского казачьего войска Есипов — вышли из Ширванского редута по направлению к стене крепости, выждали в 15 шагах от траверса приближения к ним трех текинских старшин и вступили с ними в переговоры. После этого как с нашей, так и с их стороны постепенно стали люди высовываться из-за своих закрытий, и вскоре по всей крепостной стене мы увидели беспрерывную линию голов наших противников в их типичных бараньих шапках и торчавшие из-за стен концы винтовок, охотничьих двухстволок, мултуков с треногами, пик и просто палок с насаженными на них русскими штыками.

Первое заявление, сделанное нашими офицерами, состояло в предложении уборки тел убитых текинцев во время их нападения 4-го января. Высланные депутаты отвечали на это отказом, т. е. нежеланием убирать, так как эти убитые не заслужили и не нуждаются в погребении. Причина такого отношения к своим убитым товарищам объяснилась впоследствии: по рассказу (в достоверенности которого можно сомневаться), в крепости в числе защитников был один род, который с первых же дней нашей осады бунтовал и требовал мира с русскими или бросить крепость. Остальные защитники, более воинственно настроенные, решили наказать этот род, заставив 4-го января сделать на нас нападение. Нападение это, как известно, окончилось весьма неудачно для туркмен, последствием чего было бегство в ту же ночь из крепости всего рода, не желавшего драться с русскими.

По другому рассказу, 4-го января на нас нападали преимущественно мервские туркмены, которые после понесенной неудачи бежали большею частью из крепости.

На второе предложение наших офицеров — отправить из крепости в пески свои семейства, которых мы не желали бы убивать, [154] но которые невольно должны страдать от нашего огня почти так же, как терпят и мужчины-текинцы, весьма гордо ответили, что жены их и дети не страдают, что они хорошо прикрыты в землянках, а что прежде, чем мы, русские, доберемся до них, мы должны будем пройти через их оружие и трупы. Переговоры этим закончились.

Трупы текинцев, лежащие перед позициею великокняжескою, были подобраны текинцами, а из отряда полковника Козелкова все близ лежащие убитые текинцы были подобраны нашими нижними чинами и отнесены к крепостному рву. Переговаривающиеся постепенно стали прятаться за свои стены. Последовало предложение с обеих сторон начать стрельбу и, после раздавшегося со стен крепости выстрела, моментально возобновилась ружейная перестрелка по всей нашей линии.

В войсках центра: убито нижних чинов 3, ранено 1, контужено и, выпущено патронов 6,607, снарядов 30, ракет 7.

8-го января. Производились следующие земляные работы:

1) Устройство батареи на 10 мортир, доставленных вчерашнего числа на Великокняжскую калу, в овраге перед Охотничьей калой. Ширина по дну 10 фут. Работали: 3 сапера: рабочих 10 человек.

2) Устроены две резервные траншеи за плотиной, по 18 шагов длины каждая. 1 сапер, 20 рабочих.

3) Устроены 4 барбета на плотине (на два горных орудия и на две картечницы). 3 сапера, 20 рабочих.

4) Устроен выход в ходе сообщения с левым флангом, в три сажени ширины; 10 рабочих и 1 сапер.

В мины для относа земли назначены были 10 рабочих и на вентилятор 10 человек рабочих. Минные работы продолжались весь день и почти всю ночь. Только вследствие порчи вентилятора они были прекращены на четыре часа, пока не был исправлен вентилятор.

На фланге полковника Козелкова, в этот день артилерия пробила в южном фасе Денгиль-тепе брешь, выпустив для этого до 400 снарядов. Но за ночь текинцы успели ее заделать, заставив кибитками, наполненными землей. Работу свою они прикрыли цепью стрелков, расположенных по сторонам бреши. Со стороны Великокняжеской калы работам текинцев по заложению бреши можно было мешать только навесной стрельбой, в тыл, каковая и была открыта из горного орудия, стоящего в углу резервных [155] траншей впереди Главной калы. Величина сделанной бреши около 4-6 сажен в ширину и около 1 1/2 сажен в глубину; при этом обрушилась только одна стена, а земляная насыпь осталась.

Расположение частей центра в ночь по 9-е января было следующее: на плотине — 10-я рота ширванцев; в Овальной траншее, между плотиною и Ширванским редутом — 4-я рота ширванцев. В Ширванском редуте — стрелковая рота 13-го линейного баталиона и 50 казаков; в Охотничьей — охотники; в Туркестанской кале — 3-я рота Туркестанского баталиона и 2 горных орудия. В траншеях впереди Главной калы — 9-я и 10-я роты ширванцев. В резерве — 1-я и 12-я роты ширванцев. две картечницы и одно горное орудие. В соединительной траншее, с отрядом полковника Козелкова, рота Крымского полка.

Барбеты на плотине устроены для помещения туда орудия в день штурма; траншеи же за плотиной — для помещения туда же пехотных резервов.

В частях центра за минувший день: убито нижних чинов 1. ранено 3, контужен 1; убито лошадей (в лагере) 3, ранено 3. Выпущено патронов 9.444, снарядов 100, ракет 12.

9-го января. Производились следующие земляные работы:

1) Из Саперного редута выдвинулись вперед тихой сапой (две головы), под наблюдением двух офицеров. Работало: 24 сапера при двух унтер-офицерах.

2) Дефилирование траверсами и возвышение бруствера Мортирной батареи перед Охотничьей калой. Сапер 3, рабочих 5; материала употреблено: туров 3, ящиков 4.

3) Устройство траверса и дефилирование выхода у башни на переднем фасе Великокняжеской калы. Сапер 1, рабочих 12.

В мины, для относа земли и на вентилятор назначены были по 10 человек рабочих.

Текинцы открыли сегодня довольно сильный ружейный огонь и из орудий по лагерю. Из орудий стреляют продолговатыми ядрами, как видно собственного литья, и камнями. Наши стрелки скоро ослабили стрельбу текинцев. Мортирная батарея причиняла текинцам значительный вред и действовала нравственно удручающим образом. Особенно при стрельбе залпами но ночам, на разные дистанции, когда над крепостью поднимался сноп от полета 10 снарядов, внутри ее раздавались крики, проклятия и затем слышались стоны.

Расположение частей центра сего числа было следующее: В [156] Ширванском редуте — 1-я рота 13-го Туркестанского линейного баталиона и 50 спешенных казаков, имея в резерве полуроту 3-й роты 5-го линейного баталиона, выдвинутую влево от Туркестанской калы. На плотине — 12-я рота Ширванского полка. В Овальной траншее, между плотиною и Ширванским редутом, расположилась 3-я рота 1-го Ширванского баталиона, имея в резерве 4-ю и 11-ю роты ширванцев; при этом полроты 4-й роты в прикрытии горного орудия, стоящего в углу резервных траншей. В случае нападения, полроты 4-й роты и 11-я рота располагаются за плотиной; а другая полурота 4-й роты должна оставаться при орудии. В общем резерве, в Великокняжской кале 9-я и 10-я роты ширванцев, две картечницы и одно горное орудие. В соединительной траншее с отрядом полковника Козелкова располагается рота Крымского полка.

Убыль за этот день нижних чинов: убито 2, ранено 4; лошадей (в лагере): убито 1, ранено 5. Выпущено патронов 9,674, снарядов 148.

10-го января. Производились земляные работы:

1) Движение тихой сапы вперед. В ней постоянно работали в двух головах по три смены (в четыре человека каждая).

2) В левом ходе сообщения между Саперным редутом и передовой траншеей проделано в мину вентиляционное окно. Один сапер, пять рабочих.

Рабочих, кроме того, назначалось: на снимание туров и замену их земляными брустверами: три сапера, 12 рабочих. На вентилятор и относ земли из мины 20 рабочих.

В ночь на 11-е января войска были расположены: в Ширванском редуте стрелковая рота и 50 казаков; в Саперном редуте — 2-я рота ширванцев; в голове же сапных работ, впереди Саперного редута, как прикрытие, взвод 10-й роты ширванцев; на плотине — 9-я рота, имея в резерве 3-ю роту и 3-й взвод 10-й роты Ширванского полка; причем полурота 3-й роты считается в прикрытии горного орудия. В общем резерве — 11-я и 12-я роты ширванцев. В соединительной траншее — рота Самурского полка.

Около 7 часов вечера со стороны крепостной стены послышались неистовые крики «ур, ур», но неприятеля не было видно; поэтому роты, расположенные в траншеях, стрельбы не открывали, и текинцы ошиблись в расчете — устроить у нас фальшивую тревогу. [157]

Ружейная стрельба вообще была редкая — одиночная. С Мортирной же батареи в течение ночи было сделано несколько залпов.

Работы, как минные, так и сапные, продолжались всю ночь. Последние закончились в пяти саженях от рва. Обе сапы были сомкнуты траншеею. По сторонам Саперного редута устроено по кавальеру, за которыми помещены части, прикрывающие минные работы. Из траншеи сомкнувшей сапы проделаны два выхода для продолжения тихой сапы ко рву. Во время ночных работ наш секрет помещался в крепостном рву. Охотниками в секрете вызвались уральские казаки, которые проползли в ров совершенно скрытно, нашли его незанятым на ночь неприятелем и исследовали в обе стороны на довольно значительное расстояние. Казаки ползли по рву без обуви.

За минувший день в войсках центра убыль нижних чинов была: убито 1, ранено 5; лошадей (в лагере): убито 3, ранено 3. Выпущено патронов 6,717, снарядов 187, ракет 5.

В то время, как тихая сапа продолжала подвигаться к крепостному рву, в полдень 11-го января из Минного редута начаты были боковые рукава; ночью же произведена была отрывка камор в рукавах.

К 10 часам 30 минут утра 12-го января заряжение и забивка камор были окончены. В три горна, устроенные для производства взрыва крепостной стены, предполагалось заложить 125 пуд. пороха.

Начиная с 6-го января, особая команда минеров (4 унтер-офицера и 30 рядовых) при двух офицерах безостановочно двигалась вперед со скоростью от 2 1/4 до 1 1/2 фут в час минной галереей без обшивки.

У заднего фаса плацдарма с правой стороны устроен траверс для прикрытия за бруствером фаса резервов от анфиладного огня. На работах: 2 сапера, 10 рабочих.

В левом углу позиции, впереди Великокняжеской калы, рядом с барбетом устроен выход для пехоты в два фута ширины. Сапер 1, рабочих 10.

Кроме того, назначены были в этот день: на забивку и поднос ящиков и мешков 28 рабочих. На снимание мешков с плотины 10 человек рабочих.

Расположение частей центра в ночь на 12-е января было следующее: в Ширванском редуте 1-я рота 13-го туркестанского линейного баталиона и 50 спешенных казаков. В Саперном [158] редуте 12-я рота ширванцев, прикрывающая наши минные работы. На плотине — 1-я рота ширванцев, имея в резерве 2-ю и 11-ю роты Ширванского полка. В общем резерве — 9-я и 10-я роты.

Потери в войсках центра: нижних чинов: убито 3: выпущено патронов 5,971, снарядов 160.

Капитан Муравцев.

(Продолжение будет ).

Текст воспроизведен по изданию: Туркестанский отряд в Ахал-текинской экспедиции 1880 г. (Из журнала военных действий туркестанского отряда в ахал-текинской экспедиции с ноября 1880 г. по 14-е марта 1881 г.) // Военный сборник, № 1. 1883

© текст - Муравцев ?. ?. 1883
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
©
OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Военный сборник. 1883