МУХАММЕД АЛИ-АЛ-ХУСЕЙНИ
МЕРВСКАЯ БИТВА
ДЖЕНГ-Е-МЕРВ
ГЛАВА II
«ДЖЕНГ-Е МЕРВ» — ЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ТУРКМЕНИСТАНА И ИРАНА
Научное описание источника «Дженг-е Мерв».
В истории туркменского народа пока еще недостаточно полно, на наш взгляд, изучено социально-экономическое развитие туркменских племен во второй половине XIX в., а также политическая обстановка в этот период. Это определяется ограниченностью первоисточников и литературы по данным вопросам.
Иранские ученые ввели в научный оборот ценный источник по истории иранского и туркменского народов — рукопись «Дженг-е Мерв» Сеид Мухаммеда Али-ал-Хусейни. Эта работа впервые была опубликована в апреле-мае 1971 г. на языке фарси в журнале «Баррасийхайе тарихи» («Исторические исследования»). Источник обнаружил в личной библиотеке Ахмед-Тахир 1 и передал его сотруднику журнала «Исторические исследования», писавшему: «Рукопись я читал с большим удовольствием и решил данную книжку (рукопись) увековечить наподобие других документов, дабы ход тех событий стал ясным для народов [28] Ирана. Здесь, воспользуясь моментом, (я) поблагодарю господина Тахири, который передал эту рукопись в распоряжение «меджелее Баррасийхайе тарихи» 2.
Сеид Мухаммед Али-ал-Хусейни описывает поход шахских войск против мервских текинцев, участником которого он был 3. «Дженг-е Мерв» — единственный известный нам источник, написанный на персидском языке и относительно объективно отражающий картину военных действий сарбазов против Мерва. Книга состоит из восьми глав. В первой главе указывается точная дата похода персов в Мерв — 1276-1277 г. х. (1860-1861 гг.) и повествуется о сборе войск для наступления на туркмен-теке Мерва. О походе гаджарских войск в Мерв упоминается еще в записках г. Гулибеф де Блоквиля: «Мы торжественно, с музыкой во главе вступили в Мерв 19 июля 1860 года. Военачальники говорили, что мы кончим тем, что возьмем Теке и двинемся тогда в Бухару» 4. Однако, по другим достоверным источникам, дата вступления в Мерв — лето 1861 г 5. Об этом упоминает Н. И. Гродеков в книге «Война в Туркмении»: «Доведенные такими грабежами до крайности, персияне в 1860 году задумали окончательно расправиться с этим разбойничьим гнездом. Предварительно на левом берегу Герируда было устроено ими укрепление Новый Серахс и в 1861 году через Серахс и Мерв двинута армия, состоящая из 13 000 пехоты, 10 000 кавалерии и 33 орудий» 6.
Насчет численности войска в источниках даются разные данные, особенно они преувеличены в книгах, написанных туркменами. Так, Абду-с-Саттар казы пишет: «Численность войска, знай, равнялась семидесяти тысячам, так что (им) заполнились окрестности города Мешхеда» 7. Дован-шахир: «Военачальником войска назначен Хамза Мирза с 32 пушками и тысячей груженых порохом верблюдов» 8. По Петрусевичу, персидская армия состояла из 12 000 пехоты, около 10 000 кавалерии при 33 артиллерийских орудиях. Во главе войска стояли наместник Хорасана Хамза Мирза Хишмат-Дауле и его помощник Мирза Мамед Кавамад-Дауле; последний упоминается в поэме под кличкой Кара сертиб 9.
«Из священного Мешхеда прибыл приближенный шаха Шихабол-Молк, начал считать войско и занимался только важнейшими делами. Когда посчитали [29] пеших и конных, их оказалось более 21 тыс., которые прошли перед (его) глазами» 10.
В этой же главе упоминаются имена известных персидских военачальников: Хамза Мирза Хишмат- Дауле, Кавам-эд-Дауле, Мухаммед Вали-хан-сердар и др. К сожалению, автор не называет руководителей туркмен-теке Мерва.
В остальных главах книги приводятся конкретные сведения о походе персов в Мерв. Некоторые из них не были освещены даже в «Книге рассказов о битвах текинцев», написанной туркменом Абду-с-Саттар казы. Сам автор пишет: «Я в это время был среди войска, но не слышал, чтобы офицеры кого-либо представили к ответственности. Когда я спросил Хишмат-Дауле о причине отсутствия порядка в войске, то он ответил: «Я тоже никогда не видел такого беспорядочного войска» 11.
В четвертой и пятой главах автор пишет, как они проехали в безводной пустыне по жаре; вода, которая была в бурдюках, испортилась, у большинства солдат болели животы 12.
Мухаммед Али-ал-Хусейни отмечает голод среди персидских войск во время похода в результате повышения цен на хлеб и мясо (автор указывает цену, по которой в то время туркмены-сарыки продавали хлеб). Персы ели траву, мясо лошадей и верблюдов, а вместо воды пили их кровь. Гулибеф-де Блоквил пишет: «В незначительных экспедициях теряли даром столько людей, животных и жгли понапрасну порох» 13.
В источнике описывается помощь туркменских племен сарыков и салыров иранским войскам в завоевании Мерва. В шестой главе автор пишет: «Из Дашрабат 15-го зийхиджа (месяца) со стороны Пенждех и Меймене приехал предводитель одного из сарыкского племени под именем Ымам Кули-Мирза со своими всадниками. От имени сарыкского народа принес ариза (жалобу) на туркмен. Мехди Кули-хан беглер- беги из племени джемшиди живет в Меймене и Маручеке. По аризе получалось, что сарыки подчинены Ирану и готовы Вам служить. Ымам Кули-сердар 14 очень умный, грамотный человек и предлагает всем своим быть покорными Ирану. 16-го дня месяца зульхиджа во второй половине дня он обещал быть проводником и показать орде 15 Караяб текинское [30] плодородное место. Он показал дорогу, по которой войско двинулось вперед» 16.
О помощи сарыков гаджарам упоминается только А. Самойловичем (это этнографические данные); «Через два года под давлением персидских войск, пришедших наказать текинцев за аламаны, текинцы ушли в Порсу-калу 17. Там в то время жило кибиток 20 сарыков и, между прочим, сыновья Халипа-Ишана 18. Сравняв в Серахсе крепость Коушут с землей, персы явились на зов сарыков под Порсу в числе 36 тысяч и были разбиты текинцами вместе со своими союзниками у Кошка. И сарыки, и персы отступили к нынешнему Мерву. Через два месяца персы ушли. Текинцы подружились с сарыками, но дружба их тянулась только два месяца, и сарыки должны были уйти на новые места» 19.
О дружбе текинцев и сарыков после ухода гаджарских войск указывается в работе А. Самойловича «Из Мервской старины». Эти сведения перекликаются с данными Мухаммед Али-ал-Хусейни о том, что при изгнании гаджаров сарыки содействовали текинцам: «В 3-й день (обратного пути) 400-500 конных сарыков начали воевать с нами. Хезарайцы под руководством Юсуб-хан хезара начали защищаться и открыли дорогу. Многие сарыки утонули в речке Шахт. Некоторые попали в плен... Когда до Пенждеха осталось всего 2 фарсаха, (нас) встретили сарыкские аксакалы, просили извинения из-за допущенной ими ошибки и вернули пленных с выражением покорности служить Ирану. Наша орда остановилась на расстоянии около одного фарсаха от Ташкепри, чтобы вывезти продукты с близких мест. Сарыки привозили кушанья и продавали по дорогой цене, а солдаты были вынуждены покупать. Войско пробыло здесь 2 дня, отдыхало, а туркмены им служили по мере возможности 20. 24 месяца раби-эл-оввал один сарбаз поссорился с одним сарыком из-за цены дыни на ординском временном базаре. Сарбаз прицелился из ружья, а туркмен схватился за саблю. Пришли 2-3 солдата, и от туркмен пришло несколько человек. Кто-то из сарбазов крикнул: «Туркмен гельды» (пришли туркмены). Из-за этого по всему базару началась паника. Этот слух дошел и до орды. Там подумали, что на самом деле прибыли туркмены (текинцы), сели на коней и [31] помчались, оставляя скот, вещи, и бежали в сторону песков. В ту ночь конные и пехота прошли 4 фарсаха. Никто ни о ком ничего не знал, каждому была дорога своя жизнь. Никто не удосужился проверить, правда ли то было или нет. Всем было не до этого. Увидев такое положение, туркмены-сарыки собрали тысячу конных и пеших ополченцев, шли по следам орды и грабили. Преследовали до гератского Батхыза Чеменебида. Приблизительно 2500 человек взяли в плен» 21. Это очень интересное сведение не упоминается ни в работах европейских путешественников 22, ни даже туркменских и русских авторов XIX в. Таким образом, о помощи салыров гаджарам и о столкновении их с ними мы узнаем только от Мухаммеда Али-ал-Хусейни («Дженг-е Мерв»): «Из салыров были добровольцы числом в 150 конных и 50 пеших. Они возвратились в Мерв. Салырам, как и сарыкам, платили ежемесячное жалованье. Сарыки противились приходу салыров в орду. Они предупреждали военачальников, что салыры никогда не будут верными подданными Ирана, а потому их надо только грабить. Потом обнаружилось, что салыры честно не служили» 23.
Одновременно салыры помогали текинцам. Когда часть персидского войска вышла для купли хлеба из Иолотанской крепости, они своевременно сообщили текинцам, что врага лучше уничтожить в пути. Автор пишет: «Еще долго беседовали о покупке хлеба у иолотанских туркмен-салыров. Общее количество хлеба — 2 тысячи харваров, каждый харвар стоит 4 тумана, всего 8 тысяч туманов (1 харвар — 300 кг). Эта сумма передана Абдул Али-хан-сартибу, чтобы идти в крепость купить хлеба у салыров. Каждое подразделение должно идти со своим скотом, грузить и привезти сюда. Но стало известно, что этих денег не хватит и на 2 тысячи харваров хлеба. Таким образом, каждому полку надо было 100 харваров хлеба, но и этого не хватало. Остальные солдаты, кому не досталось хлеба, вынуждены были покупать его на свои деньги. Абдул Али-хан-сартиб с 8 арбами, с пушками и с 200-300 людьми от каждого подразделения и с несколькими салырскими туркменами направляется в сторону крепости. Многие из этих салыров были сторонниками текинцев и заранее сообщили им о движении. Они [32] (текинцы) должны были разгромить войско Абдул Али- хана.
На другой день приехали 1000 конных текинцев и окружили их. Салыры со своей стороны еще до прихода текинцев начали нападать и добывать трофеи. Абдул Али-хан-сартиб, увидев такое положение, приказал солдатам отразить нападение туркмен. Он арестовал всех туркмен, которые находились в войске. Отразили туркмен, и они бежали в сторону Мерва. Когда подошли к Мервской крепости, опять столкнулись с туркменами и 30 из них были пленены. Салыры бежали в сторону Пенждех. Салыров, которые остались в крепости, взяли в плен. Но в пути встречались сарыки, которые просили за салыров. В конце концов иранцы прощали их вину» 24. Здесь следует отметить, что все туркменские, точнее текинские авторы 25, писавшие о туркмено-гаджарской войне, преувеличивали свою смелость и победы, но умалчивали в какой-то мере о помощи других туркменских племен (сарыков и салыров). Это, видимо, связано с тем, что сарыки и салыры вначале помогали гаджарам. Кроме того, из «Дженг-е Мерва» мы узнаем, что в войне с персами в народном ополчении в одном ряду с мужчинами стояли туркменские женщины. «Случалось так, что даже женщины давали отпор. Они бросали песок и заставляли (нас) отступить» 26. Об этом также ни в каких источниках не упоминается.
Гулибеф де Блоквил является единственным очевидцем этой войны, упоминающим о тифозной эпидемии: «Зараженный воздух нашего лагеря, заваленного дохлыми животными и всевозможными нечистотами, скоро породил в отряде нечто вроде тифозной эпидемии, и испуганные начальники стали с этих пор помышлять только о возвращении в Мешхед, находя, что позднее время года не позволяет предпринять теперь с успехом никакой экспедиции» 27. Характеристика хода войны у европейских и русских авторов почти одинаковая, не считая автора изучаемого источника. О походе и о войне Блоквил пишет довольно подробно и объективно: «(Туркмены напали на одно из таких прикрытий, овладели двумя пушками со всеми их принадлежностями и, обратив их против персиян, принудили последних бегом возвращаться в лагерь. После [33] нескольких минут беспорядочного сопротивления, во время которого персияне понесли тяжелые потери, каждый думал только о своем собственном спасении, оставляя на произвол туркмен вьючный скот и все, что только им угодно было забрать. Полчаса спустя мы увидели, что при отряде нет ни одного начальника, и заметили вдали кавалерию, движущуюся по направлению к Мерву» 28. В этом бою с туркменами, когда отступили гаджары, Блоквил попал в плен: «До мая 1861 г., то есть до того времени, когда текеевцы возвратились на свои обычные места, я оставался в руках туркменского племени Конгур, именно в двух милях к северу от текеевских укреплений» 29. О его пленении и выкупе упоминает А. Вамбери в книге «Моя жизнь»: «Дело в том, что незадолго до того персидский шах должен был по настоянию Наполеона III уплатить мервским туркменам 12 000 дукатов в виде выкупа за де Блоквиля, который был взят в плен в Мерве (находившемся в то время под владычеством Персии)» 30.
Абду-с-Саттар казы отмечает даже распространение среди шахской армии слуха о том, что на помощь мервским текинцам якобы приедет «Нурберды-хан из Ахала со своими конными» 31. Об этом Дован-шахир повествует стихами:
Найзасы элван селекли
Ахаллы кулли мест гелер 32.
Ссылаясь на Абду-с-Саттара, можно утверждать, что этот слух был распространен среди шахских войск, но об этом ни в «Дженг-е Мерве», ни в других источниках не упоминается, поэтому этот вопрос пока еще остается спорным.
В восьмой главе «Дженг-е Мерва» автор также отмечает интересные факты о неком Сафарек-хане: «Текинцы, наблюдая такое положение, начали волноваться и хотели вести переговоры. Отправляли некоего Сафарек-хана с некоторыми текинцами, которые раньше были в плену у персов» 33. Абду-с-Саттар казы об этом пишет: «А был там (у персов) один пленничек, звали его Сафарек-ханом. Несколько лет тот человек был прикован к темнице, в своем же народе был он выдающимся богатырем. Привели его (персы на войну) как верного друга для налетов на текинский народ» 34. Надо полагать, что автор «Дженг-е Мерва», будучи очевидцем, прав, утверждая, что [34] главнокомандующие войском вынуждены были вести переговоры. В то время Абду-с-Саттар писал только то, что слышал, во многом преувеличивая происшедшие события.
В этой же главе Мухаммед Али-ал-Хусейни подробно рассказывает о поражении гаджарских войск и бегстве их в сторону Мешхеда. В этом бою туркменами у персидской армии было отбито 32 артиллерийских орудия 35. М. Алиханов-Аварский пишет о поражении персидской армии: «Таков был конец этого злополучного нашествия персов. В Мерве сосредоточилась после этого такая масса пленных и оружия, что цена на невольника-перса спала с 500 рублей до 5, а за ружье едва платили два-три крана» 36.
Повелитель Ирана вознегодовал при известии об этой неудаче. Он созвал в столицу всех военачальников, начиная со своего сына, военного министра, и держал им приблизительно такую речь: «Я вас собрал, чтобы вы объяснили мне — почему все мои предшественники, как Фатали и Магомед шахи, были всегда победителями? Мои же войска — куда ни пошлю их, даже для наказания шайки туркмен, — всегда остаются побежденными и если возвращаются, то с позором. Какая тут причина? Долго сановники Ирана, с глубокими поклонами, отнекивались, что не могут разрешить этого вопроса, что подобная задача сподручнее пресветлой голове его величества и т. д. Такие ответы еще более рассердили шаха» 37. Книгу «В гостях у шаха» Алиханов-Аварский писал после встречи с шахом Ирана Насер-ад-Дином гаджаром в 1898 г. Автор «Дженг-е Мерва» особенно ярко и четко описывает поражение и бегство гаджарских войск в Мешхед, в других источниках отмечается ход сражений туркмен с гаджарами. Но о бегстве и о том, с каким трудом они доехали до Мешхеда, никто, кроме Мухаммед Али-ал-Хусейни, такую ясную картину не нарисовал.
Комментарии
1. Кто это Ахмед Тахир в журнале не приведено.
2. Баррасийхайе тарихи. Тегеран, 1971. С. 3.
3. Там же. С 37. Кроме авторов источника, в этой же экспедиции был Гулибеф де Блоквил. См. Всемирный путешественник. СПб, 1867. Т. 1-2. С. 18.
4. Всемирный путешественник. Четырнадцатимесячный плен у туркмен. СПБ, 1867. Т. 1-2. С. 19.
5. Баррасийхайе тарихи, 1971, апрель-май. Вамбери А. Моя жизнь, 1867. Самойлович А. Абду-с-Саттар кази. Книга рассказов о битвах текинцев. СПб, 1914. Гродеков И. И. Война в Туркмении. СПб, 1883. Т. 1. и др.
6. Гродеков Н. И. Война в Туркмении. СПб, 1883. Т. 1. С. 40.
7. Самойлович А. Абду-с-Саттар кази. Книга рассказов о битвах текинцев. СПб, 1914. С. 33.
8. Рук. фонд. Института языка и литературы, инв. № 3529.
9. Самойлович А. С. 111.
10. Баррасийхайе тарихи. Тегеран, 1971, апрель-май. С. 25.
11. Там же.
12. Там же. С. 26-27.
13. Всемирный путешественник. СПб, 1867. Т. 1-2. С. 18.
14. Имам Кули сердар — в других источниках не упоминается.
15. Орда — большое войско (на персидском языке).
16. Баррасийхайе тарихи. Тегеран, 1971, апрель-май. С. 3.
17. Порсы-кала находилась вблизи плотины Коушут бенд, ныне остались остатки жалких глинобитных сооружений.
18. Халипа-Ишан — предводитель сарыкского племени см. МИИТ.
19. Самойлович А. Из Мервской старины. Мервские воспоминания. СПб, 1910. С. 7.
20. Баррасийхайе тарихи. Тегеран, 1971, апрель-май С 47
21. Там же. С. 48.
22. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. СПб, 1868. Моя жизнь. СПб, 1867; Гулибеф де Блоквил. См.: Всемирный путешественник. СПб, 1867. Т. 1-2. С. 17.
23. Баррасийхайе тарихи. Тегеран. 1971, апрель-май. С. 37
24. Там же. С. 38-39.
25. Самойлович А. Абду-с-Саттар казы. Книга рассказов о битвах текинцев. СПб, 1914. Дован шахир. Битва текинцев с гаджарами. Рук. фонд Института языка и литературы, инв. № 3529. Магнитофонные записи Мулларахима, сына поэта Молланепеса. Рук. фонд. Института языка и литературы. Журнал «Совет эдебияты» Ашхабад, 1949. № 11. С. 20.
26. Баррасийхайе тарихи. Тегеран. 1971. апрель-май. С. 33.
27. Всемирный путешественник. СПб, 1867. Т. 1-2. С. 18.
28. Там же. С. 19.
29. Там же. С. 42.
30. Вамбери А. Моя жизнь СПб, 1864 С. 403.
31. Самойлович А. Абду-с-Саттар казы. Книга рассказов о битвах текинцев. СПб, 1914. С. 43.
32. Дастан Дован шахира «О битвах туркмен с гаджарами». Рук. фонд Института языка и литературы, инв. № 3529.
33. Баррасийхайе тарихи. Тегеран, 1971, апрель-май. С. 40. См.: МИИТ, Л, 1939. С. 531.
34. Самойлович А. Абду-с-Саттар казы. Книга рассказов о битвах текинцев. СПб, 1914. С. 40.
35. ЦТВИА, Москва, ф. ВУА, № 6938; л. 32.
36. Алиханов А. В гостях у шаха. СПб, 1898. С. 231.
37. Там же. С. 230.
Текст воспроизведен по изданию: "Дженг-е-Мерв" как персидский источник по изучению истории Южного Туркменистана середины XIX в. Ашхабад. Ылым. 1990
© текст - Сапаров М. 1990
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Парунин А. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Ылым. 1990