«Сведения наши о Кашгарии, ее положении, производительности и торговле весьма бедны»

Письмо генерала Г. А. Колпаковского

В публикуемом письме Г. А. Колпаковского 1 к барону Ф. Р. Остен-Сакену 2 сообщается о попытках русских купцов установить регулярные торговые отношения с Восточным Туркестаном (ныне Синьдзян-Уйгурский автономный район Китайской Народной Республики).


Г. А. Колпаковский — барону Ф. Р. Остен-Сакену.

г. Верный. 1 июля 1870 г.

Милостивый государь Федор Романович.

Только на днях дошло до меня письмо Ваше от 8 мая за № 611. С удовольствием спешу поделиться теми сведениями, какие имеются о попытках нашей чайной торговли в Кашгаре.

Купец Кузнецов, ведущий в здешнем крае обширные торговые дела, сам не занимается чайной торговлей, но был в прошлом году комиссионером известного кяхтинского купца Немчинова. Зная что в Кашгаре в прежнее время имел большой ход чай атбаш (род кирпичного в виде поленьев или столбиков, весом каждый в 2 пуда 10 фунтов, ценою здесь от 55 до 60 руб[лей]) и что со времени дунганской инсуррекции 3 ввоз этого сорта прекратился, Кузнецов в июне месяце 1869 года отправил в Кашгар 64 столба атбаша.

Караван Кузнецова направился сначала из нашего укрепления на Нарыне путем, ведущим мимо построенного кашгарцами в прошлом году укрепленьица наур[очище] Той-Тюбе, но здесь их караул не пропустил. Караван вернулся назад и пошел другой дорогой через перевал Теректы. Здесь тоже находится кашгарское укрепление (курган) с гарнизоном из 150 человек. Караван продержали тут 15 дней и наконец отправили под караулом 4 сипаев в Кашгар. Здесь караван помещен был в одном из торговых подворий — Яркенд-сарае — по-прежнему под караулом, который не оставлял его все время [17] двухмесячного пребывания в Кашгаре, не выпуская никуда трех татар и трех киргиз, бывших с караваном, и не допуская к ним никого кроме людей Якуб-бека 4. Последний взял себе весь чай каравана по назначенной им цене — по 28 тиллей, около 3 рублей 90 коп[еек] за столбик атбаша, стало быть по 110 р[у]б[лей]. Взамен чаю торговцы должны были взять также по назначенной цене от Якуб-бека 29 пудов шелку-сырца по 26-29 тиллей за пуд, 300 бумажных халатов (каждый по 1 тиллю), 2 т[ысячи] чекменей (около ? тилля каждый), 200 штук шелковой материи, стоящей менее 1 тилля за штуку, 200 пуховых кушаков и пр.

Судя по выгодной покупке шелка владелец каравана получил порядочные барыши, хотя прочие, вымененные у Якуб-бека товары, продают здесь не более как на 30% дороже покупной цены. Сдачу товаров Якуб-беку и прием товаров от него со всеми расчетами караван покончил в течение месяца, но неизвестно почему он задержан был еще на один месяц без всякой надобности. В обратный путь до последнего кашгарского укрепленьица караван был препровождаем по-прежнему под караулом. От дурного корма и жаров у каравана пропало 10 верблюдов и воротился он в начале декабря месяца в г. Верный уже только с 11-ью. Таким же образом как с русскими торговцами обращаются в Кашгаре и с кокандскими и кульджинскими купцами; в последнее время и их держат под караулом и отбирают по произвольной цене товары. Особенно притесняются кокандцы, которых Якуб-бек без церемонии иногда забирает к себе в солдаты, присваивая себе товары.

Стеснения, которым подвергаются наши торговцы в Кашгаре, не останавливают однако же новых попыток некоторых из наших предприимчивых торговцев продолжать сбыт чая в Кашгаре. В начале минувшего месяца из Верного ушел новый караван с атбашем, отправленный доверенным Немчинова г. Чулошниковым. Всего отправил он на этот раз 400 столбов атбаша (по 60 р. за столб) и 12 мест фу (это тоже особый род кирпичного чая в виде плиток, каждая весом в 4 фунта и стоимостью в 4 рубля; в одном месте таких плиток 21). Стоимость всего товара составляет около 26 000 рублей. Чтобы расположить в свою пользу Якуб-бека, от каприза которого будет зависеть судьба этого каравана, властителю Кашгара посылается подарков на 800 рублей. Караван поручен тому же приказчику из татар, который ходил в прошлом году. С ним три работника из татар и киргиз. В караване нет ни одного русского.

Затем насколько чайная торговля наша может рассчитывать на дальнейшее развитие в Кашгаре — предсказать насколько-нибудь основательно нет средств, потому что сведения наши о Кашгарии, ее положении, производительности и торговле весьма бедны. Мы не можем и получить подробных и точных сведений, потому что русские содержатся в Кашгаре под стражею и не могут ничего видеть и узнать, а кашгарцы и другие мусульмане, приезжающие к нам из Алтышара для торговли, не смеют разинуть рта о кашгарских делах, опасаясь жестокого наказания от своего властелина по возвращении в Кашгар. [18]

Должно полагать, что зеленый чай мог бы иметь значительный сбыт в Алтышаре, где его преимущественно любит, как и вообще в Средней Азии, состоятельный класс населения, особенно теперь, когда Кашгар в войне с дунганами и не может получить чаю из Урумчи, который снабжал его доселе из захваченных у китайцев запасов.

Соперниками нашими могут быть теперь только англичане чрез Ост-Индию, но и они не меньше нашего знают потребности и условия кашгарской торговли, ибо и английские путешественники содержатся в кашгарских пределах под стражею наравне со всеми иностранцами.

Торговцы здешние с удовольствием приняли пронесшийся недавно слух о смерти Якуб-бекка, надеясь на перемены в политическом положении Кашгара, а с ним и в торговле, но слух этот не подтверждается и вероятно ложен.

Чай в Кульджу из наших пределов доныне не шел. Напротив, до последнего времени через Кульджу получалось порядочное количество фамильного и зеленого чая из Урумчи, но в нынешнем году и в прошлом привоз чаю из Кульджи значительно уменьшился, вероятно вследствие уменьшения урумчийских запасов.

Вообще торговля и с Кульджою у нас ничтожна, потому что таранчи бедны и кроме хлеба, скота, которых и у нас в Приилийском крае довольно, ничего не производят.

С истинным почтением и совершенною преданностью имею честь быть Вашего превосходительства покорный слуга

Г. Колпаковский

РГАДА. Ф. 1385 (Ф. Р. Остен-Сакен). Оп. 1. Д. 1531. Л. 1-6 об. Подлинник.


Комментарии

1. Колпаковский Герасим Алексеевич (1819-1896) — генерал от инфантерии, военный губернатор Семипалатинской области в 1865-1867 гг., Семиреченской области в 1867-1882 гг., генерал-губернатор Степного края в 1882-1888 гг.

2. Остен-Сакен Федор Романович (1832-1916) — барон, дипломат, секретарь Императорского Русского Географического общества в 1865-1871 гг., вице-директор Азиатского департамента МИД в 1871-1875 гг., директор Департамента внутренних сношений МИД в 1875-1897 гг., член Совета министра иностранных дел в 1897-1908 гг., почетный член Петербургской академии наук (с 1889 г.).

3. Имеется в виду восстание мусульман Восточного Туркестана, начавшееся в 1864 г., направленное против китайских властей.

4. Якуб-бек (Магомет Якуб-бек Бадаулет) (1820-1877) — правитель государства Йэттишар в Восточном Туркестане.

Текст воспроизведен по изданию: «Сведения наши о Кашгарии, ее положении, производительности и торговле весьма бедны». Письмо генерала Г. А. Колпаковского // Источник. Документы русской истории, № 6 (60). 2002

© текст - Бухерт В. 2002
© сетевая версия - Тhietmar. 2008

© OCR - Волков В. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Источник. 2002