О ПИСЬМЕ АДМИРАЛА БУТАКОВА К КНЯЗЮ БАРЯТИНСКОМУ

про наше распространение в Закаспийском крае. 1

Мнение, высказанное покойным А. И. Бутаковым, принадлежит к разряду тех, которые обыкновенно высказываются при возникновении какого-либо важного государственного или общественного вопроса лицами, не изучившими его, но по своей обстановке почитающими себя в праве и возможности судить о нем.

Казалось бы, в 16 лет, которые А. И. Бутаков прожил на Сыр-Дарье, можно было узнать по крайней мере ту реку, по которой судам его надлежало плавать; но он и этого не успел сделать, и все четыре парохода, разновременно им заказанные заграницею, оказались совершенно непригодными ни для Сыра, ни для Аму, по которой он так стремился плавать. По этой великолепной (даже в нижней ее части) реке пароходы, в течении долголетнего командования Бутакова Аральскою флотилией, едва могли двигаться при помощи людей. Они сидели в воде 4 1/2 фута, а перекаты имели от 2 1/2 до 3 футов. Я неоднократно испытывал это водное путешествие. Многочисленное население Сыр-Дарвинской линии возмущалось дармоедным существованием этой флотилии. Бутаков находил себе опору в Морском Министерстве и, не смотря на представления генерал-губернаторов, флотилия просуществовала с 1848 года до моего назначения. Я ее упразднил.

Я был в отличных отношениях с покойным, но никогда не стеснялся высказывать ему мое откровенное мнение о качестве судов Аральской флотилии, а равно и о бесполезности ее в Средней Азии.

Политические Бутакова возрения были на столь же глубоки, как и познания в морском деле.

Теперь, по прошествии 24 лет, я могу сказать, с надеждой встретить уже немного противоречия, что Туркестан, равно как и Закавказье, в составе наших обширных владений (производящих в большинстве только рожь и овес) составляют две крупные жемчужины, значение которых год году будет увеличиваться и цениться.

В этот промежуток времени, не смотря на тормозящие жизнь бюрократические начала, положенные нами в основание управления краем, торговля наша с этими отдаленными местами удесятерилась, а возделывание хлопка достигло теперь таких размеров, что обещает через 10–15 лет полную независимость нашу, в этом отношении, от иностранных рынков. Это составит несколько десятков миллионов экономии в народном хозяйстве. Спросите Московских купцов, пожелают ли они расстаться с Ташкентским, Кокандским и Самаркандским рынками и бросят ли они в меня камнем за то, что, имея запрет в кармане, я овладел большею частью этой окраины.

Письмо Бутакова мне кажется достопамятно, как обращик препятствий и противоречий, которые приходится преодолевать каждому кому выпадает на долю начинать за свой страх и риск крупное дело.

М. Черняев.


Комментарии

1. См. выше, стр. 135.

Текст воспроизведен по изданию: О письме адмирала Бутакова к князю Барятинскому про наше распространение в Закаспийском крае // Русский архив, № 10. 1889

© текст - Черняев М. Г. 1889
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский архив. 1889