Находящийся в Петербурге кашгарский посол уже удостоился Высочайшего приема и передал Государю Императору собственноручное письмо кашгарского хана. На приветственную речь кашгарского посланца Его Величество изволил ответить, что он надеется на искреннее поддержание добрых соседских отношений, установившихся вследствие заключенного в минувшем году договора между генералом Кауфманом и Якуб-беком. Современный интерес, связанный с именем Кашгара, заставляет нас привести некоторые данные относительно нашей торговли с этим ханством, сообщенные в одном из заседаний «общества для содействия русской торговле и промышленности» нашим русским купцом М. И. Колесниковым, несколько лет уже ведущим торговые дела с среднеазиатскими ханствами. По мнению г. Колесникова, России необходимо обратить серьезное внимание на означенный рынок и занять на нем возможно скорее подобающее ей место, как ближайшей его соседке, дабы не дать возможности утвердиться на этом рынке сбыту ост-индских товаров ввозимых англичанами и дабы, таком образом, вытеснить их оттуда нашими отечественными фабрикантами в обмен на сырье, которое могло бы быть обрабатываемо на наших фабриках. Для наилучшего достижения означенной цели, г. Колесников предлагает в своем докладе, прежде всего, установление в среде наших торговцев и фабрикантов того единодушия, которое так необходимо в тех случаях, когда какая-нибудь важная задача требует общих усилий. [94]
Но если слишком большая медленность может значительно повредить нам в настоящем случае, то, с другой стороны, постепенность в этом деле представляется крайне необходимою. Поэтому докладчик полагает, что товары следует вывозить в Кашгар сначала небольшими партиями, например, тысяч на двадцать или на тридцать, и затем усиливать доставку товаров по мере развития требования. Такая постепенность представляется тем более необходимою, что она удержит цены от падения (что легко могло бы произойти вследствие неуравнительности спроса и предложения), и таким образом не даст возможности азиатским торговцам воспользоваться этим обстоятельством. Кроме того, постепенное увеличение ввоза наших товаров на означенный рынок вызывается, по мнению г. Колесникова, еще и тем обстоятельством, что жители Джиты-Шаара, претерпевшие многолетние смуты и разорение, пока не успели еще оправиться и потому не отличаются богатством и благосостоянием, так что в первое время едва ли можно будет рассчитывать на большой сбыт товаров. Что касается движения товаров, они проникают в Кашгар главнейшим образом через Кокан, куда их обыкновенно отправляют из Ташкента. Через город Верный проходит небольшое количество товаров, вследствие существующей дороговизны провоза их Сибирью из внутренних губерний России, так что означенный город служит только местом для сбыта кашгарских произведений, расходящихся по Киргизской степи, по Сибири, и почти не ввозимых в Европейскую Россию. Кашгарские купцы, после продажи своих товаров в [95] городе Верном, отравляются в Ташкент с наличными деньгами и там приобретают товар для отправления его в Кашгар. К важнейшим товарам для сбыта на вышеозначенном рынке докладчик относит различные ткани. К этим тканям относятся прежде всего ситцы, и главным образом низкие их сорты.
Гораздо подробнее перечисляются товары, идущие из России в Кашгар в письме из Ташкента, помещенном в газете «Русский Мир».
«По значительности своих оборотов и потребления (пишет ташкентский корреспондент), из русских товаров первое место занимают мануфактурные товары, из провозимых же чрез российский владения — зеленый чай, который преимущественно привозятся в Кашгар из Верного; цены на него в настоящее время довольно высоки, равно как и на многие другие товары. Считаю не лишним сообщить здесь подробный список их с обозначением цен. Ситец тонкий, фабрик Третьяковых, Прохоровых, Цинделя, Гюбнера тверской и царевской мануфактур платится от 3 до 3 1/2 червонцев за кусок в 50 аршин. Серый — Гречина, Напалкова, Калужского, Посилина, Банина, Ясюнинских и Павлова — 40 червонцев за куру (в куре 20 кусков, в куске вместо 43-42 арш.); Кокоревых, Барановых, Кокушкина, Бакулина, Дурденевских, Щеколдина, Менщикова, Коновалова, Гондурина, Смурова, Толчевского и проч. — он 32 до 36 червонцев за куру. Тик — Морозова, Соколова, Богомазова и Истомина — от 4 1/2 до 5 червонцев за кусок в 40 арш.; 2-й доброты - Манушевых, Шинкова, Сергеевых и Щепетильниковых от 3 до 4 червонцев; 3-й доброты Салтыкова, Шереметева и Шинкова — 2 3/4 червонца. Сарпинки - Морозова, Солодовниковых и Полякова 2 1/2 червонца за 40 арш. Кубовые ситцы в одной цене с тонкими, т. е. третьяковскими. Пунцовые ситиы Барановых, Рабенек, Зубова, Зиминых и Соколова — от 5 до 6 червонцев за кусок в 50 арш. (что обойдется от 40 до 48 коп. за аршин) Рипс Морозова 1-й доброты 1 червонец за 4 арш. Ластик Тюляева 1 червонец за 7 арш., миткаль [96] обыкновенной ширины от 34 до 38 червонцев за куру; плис Симагина 4 черв. за 100 арш.; полубархат зеленый, голубой и малиновый 1 черв. за 6 1/2 арш.; сукно цветное низкого сорта от 8 до 10 черв. за половинку в 22 арш.; зон 5-четвертовый 2 черв. за кусок в 30 арш., 8-четвертовый от 3 до 3 1/2 черв. за 30 арш.; платки пунцовые 4-четвер. 7 1/2 черв. за 10 штук, 6-четверт. от 17 до 18 черв; бязь отбеленная Морозова 4-четверг. от 3 до 3 1/2 черв. за 50 арш., широкая — 4 черв. за 30 арш.; бязь суровая и пряжа бумажная требуется весьма мало. Чай: ак-курюк 85 черв. за ширу в 4 пуда, ат-баш 32 черв. за 2 пуда; зяйнак от 13 до 15 черв. за 1 пуд; последние 2 сорта в большом потреблении и спросе. Сахар крупноголовый (не обращая внимания на сорт и на фабрику) 4 3/4 черв, мелкоголовый 5 и 5 1/4 черв. за пуд (преимущественно в 5 фунтов голова); леденец 5 черв; конфекты 5 черв. Сандал 22 черв. за 1 лошадь в 8 пудов. Юфть красная, 95 четвертей в десятке, 25 черв. за бунт в 10 кож (охотнее всего спрашивается белая). Железо 1 черв. за чайрык в 19 фунтов. Подносы мелкие 9 черв. за 100шг.; большие от 12 до 16 черв. Медь, свинец и сера горючая из России не привозятся, а имеются в своих владениях: в Аксу, Яркенде и Янгишаре.
При таких высоких ценах на все русские товары ясно, что можно получать с них хорошую прибыль; но нельзя не пожалеть о том, что с большою партиею или караваном на значительную сумму однообразного товара нельзя сделать скорой развязки. Это происходит от неимения покупателей за наличные деньги или размена на другие товары; однако здесь довольно большим покупателем является сам владетель Алтышара - Якуб-Бек; он покупает преимущественно сукна низших и средних сортов, тонкие ситцы, тик, чай, сахар, леденец, разные шелковые и полушелковые материи, атлас, полуатлас, сандубль, бархат, полубархат, плис, сатин, ластик, рипс, зон, миткаль, белые выростки, опойки, козлы, железо сталь и подносы и за все это расплачивается на личными деньгами или ямбами (Серебряная китайская монета.), и если кто пожелает принять товаром, то товар назначается по существующей на базаре цене». [97]
«Из числа кашгарских торговцев есть 6-7 человек довольно богатых, которые занимаются исключительно торговлею дабой; другие же торговцы хотя и покупают русские товары на порядочную сумму и на короткие сроки (от одного до трех месяцев), по постоянно отдачу денег затягивают на более продолжительное время (на 6-10 месяцев); поэтому гораздо лучше дело иметь с самим Якуб-Беком».
«Английских мануфактурных товаров на кашгарским рынке весьма мало, потому что порядочный привоз бумажных тканей английских фабрик чрез Бомбей приостановился вот уже два года. Что же касается до других товаров, например чая, кисеи, красок, парчей и разных лекарственных веществ, то таковые в Кашгар привозятся, но не в большом количестве; торговля этими товарами между Кашгаром, Тибетом, Кашмиром и Индустаном больше производилась и производится авганцами и ходжами, возвращающимися из Мекки чрез Бомбей. Авганцы, взамен товаров, привозимых ими в Яркенд и Кашгар, увозят обратно золото, серебро, лучший шелк, цепные камни и гашиш местного приготовления».
«Вообще говоря, о здешней оптовой торговле можно сказать, что она была до этого времени неудовлетворительна потому собственно, что товары, составляющие предмет вывозной торговли, собирались весьма медленно, а еще более питому, что не представлялось такой свободы привозить и вывозить разные товары, какая должна установиться с этих пор вследствие заключенного между нами и Кашгаром торгового договора. Благодаря последнему, в близком будущем наша торговля [98] с Джитышаром значительно улучшится. Это тем более вероятно, что, как я уже упомянул выше, привоз английских товаров в последнее время почти совсем остановился, отчего торговля рускими товарами значительно улучшилась, по недостатку же торговцев и ограниченности привоза наших товаров цены на рынке поднялись весьма высоко».
Текст воспроизведен по изданию: Туркестанский сборник, Т. 75. 1908 [Первоисточник: Биржевые ведомости. — 1873 г., № 198]
© текст - ??. 1908
© сетевая версия - Тhietmar. 2023
© OCR - Иванов А. 2023
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Туркестанский сборник. 1908