ЧЕЛЕКЕН ЧЕРЕКЕНЬ ИЛИ НЕФТЯНОЙ ОСТРОВ.

Границы, величина и почва.

Челекен, (Туркменское название), или Нефтяной остров, лежит на восточной части Каспийского моря, а именно против Нефтяных бугров, расстоянием от этого берега верст 20. Его северная оконечность омывается заливом Красноводским, а южная Челекинским, что от Култука Астрабадского не более 350 верст. Среднюю долготу Челекена можно положить до 15, а ширину до 25 верст.

О почве острова ничего положительного сказать нельзя. Г-да моряки здешние нисколько нелюбопытны, чтобы во время своего крейсерства по Каспию, хотя от скуки, делать какие-либо замечания, не говоря уже, о чем нибудь другом, даже о так малообследованных еще берегах его. Сведения эти сообщены нам, большею частию, одним из первостепенных купцов здешних. Он ловкий и умный торговец, знает Каспий, как комнаты своего дома, но Геогнозии не учился, поэтому просим не погневаться, а остаться довольными и тем, что есть. По его словам, западный берег Челекена крут, до 5-ти сажен перпендикуляру от поверхности Каспия. Внутренняя часть острова гориста; средняя высота гор перпендикуляру от поверхности моря до 70 сажен. Грунт, как этих холмов, так и западного берега, каменисто-солончаковый. Восточный берег отлог и песчан. [342]

Богатства острова.

По всему пространству острова находятся богатые источники нефти, соли и особой жидкости, называемой нефтэ-хыз. Последняя, т. е нефтэ-хыз, соленого свойства, без дурного запаха, цветом черная и удобна для освещения. Вероятно, это есть горное масло.

Народонаселение и промышленность.

В конце втораго десятилетия нынешнего века, остр. Челекен быль необитаем. Некто Кыят, сын кузнеца, родом из Туркмен, кочующих около Астрабадского залива, имевши случай быть в Астрахани, научился там Русскому языку. Всмотревшись в ход торговли и положение промышленности, он особенно обратил свое внимание на остров Челекен. Самая поездка его в Астрахань, изучение Русского языка и природная ловкость, дали ему некоторый вес между полудикими его соотчичами. От природы одаренный мужеством и предприимчивостию, скучая своим бездейственным и незначительным положением, он, из желания независимости и богатства, подговорив несколько Туркмен, бежит с ними от своих старшин, и поселяется на остр. Челекене. Смелый, предприимчивый, хитрый Кыят легко получает верх над своими товарищами, — они избирают его своим главою. Вскоре потом он искусно пользуется путешествием в Хиву Г. Муравьева.

Кыят, узнавши намерение нашего путешественника, вызывается быть его проводником, предлагает ему своп услуги, выдавши себя за сильного человека между Туркменами. Туркменам же внушает, что он находится в особенном внимании у Русского Правительства, подтверждая это сношением с ним Русского путешественника. Таким образом доставляет он Г. Муравьеву довольно безопасный проезд в Хиву. За эту услугу знаки внимания нашего Правительства. к Кыяту, потом поездка его в Тифлис, окончательно утверждают его владычество на Челекене. Кыят, как полный хозяин и законный владелец, пользуется богатствами острова, столь случайно и без всякого права им захваченными. [343]

Соль и нефть острова снабжают все южные провинции Персии. Вот причина, почему наша Бакинская нефть нейдет далее Ленкорана. Прииски нефти на Челекене столь значительны, что Астраханский 1-й гильдии купец Мир Багиров вызывается взять оные на трех-летний откуп, предлагая на первый раз ежегодно 40,000 рублей откупной суммы в пользу Государственных доходов, с тем только, что бы одно из крейсирующих по Каспию военных судов наших имело постоянное пребывание около этого острова. В последствии времени и эта мера будет ненужною, ибо Туркменцы восточного берега, еще с 1811 года, ищут покровительства и подданства Русскому Правительству.

Нэфтэ-хыз ежегодно добывается до 2,000 пудов и более. Сбытом оной — Хива. Чрез это сношение, нам открывается весьма важное обстоятельство, новая, доселе неизвестная караванная дорога в Хиву. Тем важнее это обстоятельство, что дорога сия много короче и удобнее всех доселе известных. Тот же Мир Багиров собственно для этого посылал туда своего прикащика из тамошних Туркмен, который уверяет, что ход каравана из Челекена до Хивы не более 11-ти дней. Г. Муравьев ездил в Хиву дорогой называемой Ох — она соединяется с Мангышлакским караванным путем. Челекенская дорога от него была скрыта, и кажется по двум причинам: а) она составляет секрет Туркмен и Хивинцев; b) двойное опасение Кыята, проводника Г. Муравьева, ибо с одной стороны он боялся навлечь на себя гнев своих соотечественников, с другой стороны опасался открыть богатства острова.

Сколь ни короток, ни беден этот очерк Челекена, однакож нельзя не усмотреть всей важности этого пункта для нас в торговом и политическом отношении.

Текст воспроизведен по изданию: Челекен, Черекень или нефтяно остров // Москвитянин, № 1. 1843

© текст - Погодин М. П. 1843
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1843