О ДЕЙСТВИЯХ НАШЕГО ОТРЯДА ВОЕННЫХ СУДОВ В АСТРАБАДСКОМ ЗАЛИВЕ, ПРОТИВ ТУРКМЕН.

Туркмены из племени Джафар-Бай, с отъездом в Тегеран Астрабадского губернатора Джафар-Кули-Хана Ильхани, умевшего держать их в страхе и недопускавшего до грабежей, — начали безнаказанно грабить Астрабадскую провинцию. Приморские Туркмены, видя легкую добычу своих единоплеменников, последовали их примеру и начали грабить Астрабадскую и Мазандеранскую провинции с моря, и, с Января месяца, захватили в плен более 40 человек и увели много разного рода скота.

Командующий Астрабадскою станциею, Капитан-Лейтенант Лихарев, со своей стороны употреблял все возможные меры кротости к прекращению морских разбоев Туркмен; убеждал их старшин оставить грабеж и возвратить пленных; наконец грозил силою оружия наказать виновных, но ни что не помогало. Туркмены не только не оставляли своих разбоев против Персиан, но и покушались напасть и разграбить наши купеческие суда; в отвращение чего, часто приходилось даже усиливать конвой, их сопровождающий.

Видя что дерзкие намерения Туркмен возрастают вместе с успехами их в грабеже, а также получая требования от персидского правительства о возврате их пленных, [99] взятых на море, Капитан-Лейтенант Лихарев подходил в Апреле месяце к аулу, расположенному на Серебреном бугре и требовал от Туркмен выдачи пленных Персиян, угрожая, в случае ослушания, наказанием; это несколько подействовало: Туркмены возвратили 11 пленных, но все таких, которые для них были менее важны; обещая возвратить остальных чрез 10 дней.

Прошло еще с месяц времени, а Туркмены и не думали исполнять своего обещания, продолжая чаще и чаще ходить на разбой. Наконец, 11 Мая, шпионы дали знать Капитан-Лейтенанту Лихареву, что Туркмены племени Тумачь, кочующие у морского берега в ауле Кара-Сенгер, напали на берегу и захватили в плен ехавшего с почтой в Тегеран от Астрабадского консульства, курьера нашей миссии Зогроб-Бека вместе с провожавшим его персидским курьером. В то же время консул наш в Астрабаде, г. Надворный Советник Гусев сообщил, что сам он, на дороге из Астрабада в деревню Гязь, едва не был захвачен в плен Туркменами того же племени Тумачь, которые поклялись захватить его непременно; а что касается до выручки из плена нашего курьера, то, по объявлению консула, он не имел никакой надежды освободить его чрез посредство персидских властей, потому что они не в состоянии охранять даже личную его безопасность.

Капитан-Лейтенант Лихарев немедленно потребовал от Туркменских старшин аула Кара-Сенгер, выдачи нашего курьера, находившегося у них уже в цепях и оцененного в 1000 червонцев, как равно и взятых с ним Персиян. На это справедливое требование, Туркмены отвечали посланному, что начальник станции не может приказывать им, и если Русские придут, то они, Туркмены, сами их накажут; и отослав пленных в дальний аул, они стали готовиться к защите.

Подобное поведение Туркмен, принимавших снисходительность за слабость, не могло быть оставлено без строгого наказания; почему на другой же день, т. е. 12 Мая, [100] Капитан-Лейтенант Лихарев, посадив отряд из 6 офицеров и 110 нижних чинов на шесть лодок, буксируемых пароходом, подошел, к аулу Кара-Сенгер, с намерением истребить разбойничьи лодки. Надеясь одним страхом принудить Туркмен к повиновению, начальник отряда послал объявить старшинам, что простит их, ежели они через час выдадут пленных: курьера нашей Миссии и других. Но прошло два часа, а ответа не было; тогда видя, что дальнейшее промедление ведет только к потере времени, и по берегу не видно ни одной разбойничьей лодки, которые уже заранее были ими скрыты, К.-Л. Лихарев с вооружённым десантом, на лодках., приблизился к берегу на расстояние полуверсты, сколько позволяла глубина. При отряде находились два 10 фунтовые единорога и два 3 фунтовые фалконета. Обстреляв берег из орудий и штуцеров, чтобы разогнать толпу вооруженных всадников, — с возможною поспешностию перетащили с лодок полевые орудия и зарядные ящики, и таким образом заняли берег, истребив найденную в густом камыше одну разбойничью лодку.

Оставив у своих лодок караул из 23 человек, с остальными Капитан-Лейтенант Лихарев быстро двинулся к аулу, находящемуся в расстоянии 3 верст от берега и состоящему из 300 кабиток. Туркменские всадники, числом около 200, кружились около отряда, завязывали перестрелку, но не решались подъезжать близко, разгоняемые нашими штуцерными. В 300 шагах от аула, отряд остановился. Не начиная действия, Капитан-Лейтенант Лихарев возобновил свое требование, но ответа никакого не получил; между тем толпы всадников увеличивались вновь приезжающими из дальних аулов. Тогда опасаясь, что ночь застанет отряд на берегу (уже было 5 часов по полудни), и Туркмены успеют собраться в большом числе, начальник отряда приказал открыть огонь ядрами и гранатами и, выгнав Туркмен из аула, зажечь его.

Благодаря распорядительности офицеров, аул скоро [101] запылал со всех сторон. Туркмены, видя наши успехи, тотчас же возвратили нашего курьера, взятого ими в плен, но Персиан не возвращали; почему отряд и продолжал стрелять по дальним кибиткам. Выждав, пока огонь, гонимый ветром, истребил весь аул Кара-Сенгер, Капитан-Лейтенант Лихарев, при захождении солнца, ударил отбой и возвратился к своим лодкам. На обратном пути Туркмены слабо преследовали отряд, возвратившийся к берегу без потерь: не было ни одного убитого, ни раненого. Погрузив орудия на лодки, отряд отплыл от берега и, в ту же ночь, прибыл к острову Ашураде.

Хотя Капитан-Лейтенант Лихарев и не успел вытребовать у Туркмен всех пленных Персиян, но истребление одного из их разбойничьих аулов произвело большое влияние на эта полудикие племена, никогда еще ни кем ненаказанные в своих жилищах, которые они считали недоступными нашему оружию.

Ныне Туркмены выдали таких пленных, которых Начальник станции давно уже и безуспешно требовал.

Текст воспроизведен по изданию: О действиях нашего отряда военных судов в Астрабадском заливе против туркмен // Морской сборник, № 8. 1857

© текст - ??. 1857
© сетевая версия - Тhietmar. 2024
©
OCR - Иванов А. 2024
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Морской сборник. 1857