НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ МУЛКОВ ХИВИНСКИХ ХАНОВ

Земли хивинских ханов, представлявшие собой одну из разновидностей частной формы феодального землевладения, занимали значительную площадь. Вопрос о ханском землевладении подвергнут подробному анализу в статье П. П. Иванова «Удельные земли» Сейид-Мухаммед-хана хивинского (1856-1865)» 1. Автор, указывая на отсутствие документальных материалов по данному вопросу и потому опираясь в основном на отрывочные сведения хивинских придворных историков Муниса и Агахи (упоминания ими о посещении Саййид Мухаммад-ханом во время охоты, походов и т. д. своих земельных владений, поместий и садов), показал, что в Хиве имелись собственные земли хивинских ханов. Составлялись они из переходивших к ханам по наследству земель и в дальнейшем пополнялись за счет нового орошения; обозначались они терминами мулк-и халис, макан-и халис, были освобождены от государственных налогов и повинностей. Располагались эти земли в местностях Гендумкан, Авкарик, Чанакшайх, Йанги-арык, Шимамкент, Анбар-хана.

Публикуемые ниже два ярлыка и две купчие, документально подтверждая данные П. П. Иванова о наличии в Хиве собственных земельных владений (мулков) хивинских ханов, вместе с тем показывают один из источников роста их земельных богатств. Они впервые дают возможность проследить по актовым материалам процесс образования мулков хивинских ханов из фонда государственных земель; расширяют районы их расположения.

Как видно из документов, государственные земли не могли прямо переходить в мулк хана, не могли они также непосредственно покупаться самим ханом. Чтобы закрепить земли из государственного фонда в качестве личного мулка, ханы совершали следующую процедуру. Государственные земли продавались, несомненно фиктивным путем, от имени хана представителям феодальной знати. Акт продажи оформлялся ханским ярлыком. Проданные земли приобретали форму безусловной частной собственности, а затем, уже в качестве мулка, по купчему документу приобщались к личным земельным владениям хана. Подобные сделки совершались особо доверенными людьми хана.

Нам удалось обнаружить некоторое количество таких документов периода правления Мухаммад Амин-хана (1845-1855) и Мухаммад Рахим-хана II (1864-1910) среди ярлыков о продаже ханами государственных земель и обычных сделок о купле-продаже. Сопоставление содержащихся в ярлыках и купчих сведений показало, что Мухаммад Амин-хан в 50-х годах XIX в. продал по ярлыкам своему ближайшему сановнику, игравшему при хане роль первого министра, Мухаммад Йакубу мехтару (часто упоминавшемуся в хрониках Муниса и Агахи; по сообщению Агахи 2, подвергшемуся опале при Саййид Мухаммад-хане и умерщвленному по приказу последнего в одну ночь вместе со своими братьями) значительное количество государственных земель. Ярлыки были выданы на следующие земли: 157 танабов 3 около селений Ас [45] и Ширшали, несколько участков земель в г. Хиве (17,6 танаба), Куня-Ургенче (12 танабов земли с двором и садом) и еще на 20 танабов в местности Муз-Кумган — некоему Бабаджану, сыну Ака Мухаммада. В ярлыках фиксируется превращение государственных земель в мулк-и халис Мухаммад Йакуба мехтара и Бабаджана. А через несколько дней тем же казием, который своей печатью (помимо обязательной для ярлыка печати хана) скреплял ярлык, были составлены на эти же земли купчие документы на имя Мухаммад Амин-хана и цены на землю указывались те же, что и на ярлыках 4.

Подобная же процедура была совершена Мухаммад Рахим-ханом II в 60-70-е годы XIX в. Здесь в качестве подставного лица выступает приближенный хана Абдаллах мехтар, сын Гайиб Назар-бая. Объекты сделок: 1000 танабов земли в местности Йалпак, 450 танабов земли в местности Биш-йаб, 292,5 танаба в Мангыте, еще 100 танабов в этой же местности; две большие земельные площади (400 и 500 танабов) в Чимбае 5. В общей сложности за 1864-1871 гг. только через Абдаллаха мехтара во владение Мухаммад Рахим-хана II в качестве мулка перешло из государственного фонда 2742,5 танаба земель.

Ниже мы публикуем переводы четырех документов: ярлыка Мухаммад Амин-хана от 22 февраля 1854 г. (документ № 1) о продаже 157 танабов государственных земель, находившихся между селениями Ас и Ширшали, Мухаммад Йакубу мехтару, сыну Мухаммад Иусуфа мехтара, и купчей (документ № 2) хана на эту же землю, составленной почти одновременно с ярлыком 6, а также ярлыка Мухаммад Рахим-хана II от 10 декабря 1864 г. (документ № 3) о продаже 1000 танабов государственных земель з местности Иалпак-чек Абдаллаху мехтару, сыну Гайиб Назар-бая, и купчей (документ № 4) хана на эту же землю, составленной через день 7.

Все четыре документа написаны на бумаге среднеазиатского производства черными чернилами, почерком насталик; оба ярлыка и купчая № 4 составлены на староузбекском, а купчая № 2 — на персидско-таджикском языке. В ярлыке № 1 проставлены оттиски печатей: сверху — Мухаммад Амин-хана, снизу текста — кази алкуззата Мухаммад Иусуфа ион... (не прочитано) кули. В купчей № 2 проставлен оттиск второй печати. В ярлыке № 3 — оттиск печати Мухаммад Рахим-хана II, снизу этого же ярлыка и на купчем документе № 4 — оттиск печати казия (не поддается чтению).


Перевод документов

№ 1

Он!

Абу-л-Музаффар ва-л-Мансур Абу-л-Гази Мухаммад Амин-бахадир-хан, наше слово.

Возвеличив и отличив нашей шахской милостью и высочайшей благосклонностью Мухаммад Йакуба мехтара, сына покойного Мухаммад йусуф мехтара, мы продали ему из состава государственных 8 земель сто пятьдесят семь танабов... для вознаграждения нукеров, за семьсот восемьдесят пять тилла, имеющих хождение в настоящее время. Было это принято. Границы нижеследующие: с востока [примыкает] к [владениям] Тагая, Ишмурада, Худайберди, Таджи, Ходжамберди, Ирназара суфи, Мухаммад Риза Пахлавана, Джума Нийаза, Мулла Йакуба и Курбан-бики. С севера [примыкает] к общественной дороге 9, с запада к вакфу Баба-Азизлара и Шайх Хайдар Бабы; [частично к мулку] Йакуб хаджи, и с юга к пескам и озеру.

Отныне, как только станет ведомо содержание этого высочайшего ярлыка, пусть знают, что эта в известных границах земля является очищенным мулком упомянутого лица, пусть никто не чинит вмешательства и беспокойства [владельцу], после него земля пусть перейдет к его наследникам из поколения в поколение, из века в век, до тех пор, пока Аллах не унаследует землю, а он лучший из наследников. Впредь каждый, кто с сего дня в корыстных целях посягнет [на землю] или будет стремиться к посягательству, пусть подвергнется вечному проклятию. Составлен этот высочайший ярлык в стольном граде подобного раю Хорезма, в тысяча двести семидесятом году хиджры, двадцать четвертого, месяца джумада ал-аввал, в четверг, соответствующем году коровы. 1270. [46]

№ 2

В 1270 году [хиджры], в месяце джумада ал-аввал, убежище везирского достоинства Мухаммад Йакуб мехтар, сын покойного Мухаммад Иусуфа мехтара, будучи в правомочном состоянии, сделал заслуживающее доверие, законное признание в следующем:

Я продал продажей окончательной, нерушимой, вошедшей в силу, законной его величеству, высокому сану, наместнику бога, тени всевышнего, Абу-л-Музаффар Абу-л-Мансур Абу-л-Гази Мухаммад Амин-падишаху, да хранит его Аллах! 10, сыну дражайшего из дражайших, в бозе почившего Аллакули-бахадир-хана, целиком и полностью сто пятьдесят семь танабов земли из принадлежавшей мне собственности, расположенной между селениями 11 Ширшали и Ас. Границы: с востока соприкасается с мулками Тагая, Ишмурада, Худайберди, Таджи, Ходжамберди, Ирназара суфи, Мухаммад Реза Пахлавана, Джума Нийаза, Мулла Йакуба и Курбан-бики. С севера соприкасается с общественной дорогой 12. С запада соприкасается с вакфом Баба-Азизлара и Шайх Хайдар-Бабы, частично с мулком Йакуб ходжи. С юга соприкасается с озером и песками. Линии раздела на всех границах [имеют] ясные обозначения. [Продано] со всеми правами и сопутствующими [доходами] за сумму в семьсот восемьдесят пять тилла, имеющих хождение в настоящее время, с взаимным получением обеими сторонами равных обмениваемых ценностей и с обеспечением законного ввода во владение, без обмана и плутовства и без зловредных условий. Было это ими принято в присутствии добросовестных людей.

Присутствующие на собрании Бек Нийаз диванбеги, Иахши Мурад даруга и другие.

№ 3

Он!

Абу-л-Музаффар ва-л-Мансур Абу-л-Фатх саййид Мухаммад Рахим-бахадир-хан, наше слово.

Возвеличив нашей шахской милостью и царской благосклонностью убежище везирского и орудие эмирского достоинств, символа проницательности Абдаллаха мехтара, сына покойного Гайиб [Назара]-бая, мы продали ему из состава государственных земель для вознаграждения нукеров, целиком и полностью два участка земли, расположенных за той стороной реки Амуйа в местности Йалпак-чек [в количестве]: первый участок шестьсот танабов, второй участок — четыреста танабов со всеми правами, приносящих [доходы] за пять тысяч одномискальных тилла. Было это принято.

Границы первого участка следующие: с востока — большой магистральный канал 13 Кегейли; с севера — земля рода бишсари; с запада — общественная дорога 14 и с юга — земля рода манджули.

Границы второго участка: с востока — общественная дорога; с севера — земля племени кипчак; с запада — Кизил-узак и с юга — Биш-там.

Отныне, как только станет ведомо содержание этого высочайшего ярлыка, пусть знают, что оба этих участка земли в известных границах являются очищенным мулком упомянутого лица, никто пусть не чинит вмешательства и беспокойства [владельцу], после него пусть будет мулком его наследников из поколения в поколение, из века в век, до тех пор, пока Аллах не унаследует землю, а он лучший из наследников. Впредь каждый, кто в корыстных целях захватит [землю] или будет стремиться к захвату, пусть подвергнется вечному проклятию. Сим составлен это высочайший ярлык в тысяча двести восемьсот первом году хиджры, в стольном граде Хиваке, да сохранит его Аллах от пожара и потопа!, месяца раджаба, одиннадцатого, в субботу, соответствующем году мыши. 1281.

№ 4

В тысяча двести восемьдесят первом году хиджры, в почитаемом месяце раджабе, двенадцатого, в воскресенье, убежище везирского достоинства, орудие эмирского могущества, символ проницательности Абдаллах мехтар, сын покойного Гайиббая, по шариату, будучи в правомочном состоянии, сделал законное, заслуживающее доверия заявление в следующем.

Я продал окончательной [продажей] его величеству, высокому рангу, величественному сану, лучшему из государей, [подобному] сияющему Фаридуну, победоносному Искандеру, Абу-л-Музаффар ва-л-Мансур Абу-л-Фатх саййид Мухаммад [47] Рахим-бахадир-хану, да возвеличит всевышний его славу и могущество! 15, достойному преемнику в бозе почившего, блаженной памяти, жителя райской обители Абу-л-Фатха саййид Мухаммад-бахадир-хана, спящего под сенью божьей 16, целиком и полностью два участка земли из принадлежавшего мне мулка 17 со всеми правами и сопутствующими [доходами] за сумму пять тысяч одномискальных тилла. [Проданная земля] находится за рекой Амуйа, в местности Иаллак. Первый участок размером шестьсот танабов, его границы: с востока — большой магистральный канал Кетейли; с севера — земля рода бишсари; с запада — общественная дорога; с юга — земля рода манджули. Второй участок размером четыреста танабов. Границы: с востока — общественная дорога; с севера — земля племени кипчак; с запада — Кизил-узах; с юга — Биш-там. Взаимное получение обоих равноценных [предметов] и законная гарантия приобретения [возлагаются] на меня без обмана и плутовства и без зловредных условий. Было принято в присутствии добросовестных людей.

Присутствующие на собрании: убежище накибского достоинства, орудие благородства Исмаил ходжа накиб; убежище славы Баба-бий; Мухаммад Муса мутавалли; Худайберган-бек шигаул и другие.

Итак, как видно из приведенных документов, в XIX в. в Хиве практиковалась система перехода государственных земель в личный мулк хивинских ханов путем их продажи по ханскому ярлыку отдельным лицам с фиксацией обращения проданных земель в безусловную частную собственность и обратного их выкупа ханами в форме мулка в свое личное владение.

А. Шайхова


Комментарии

1. Записки ИВ АН СССР. Вып, VI. М.; Л., 1937. С. 27-59.

2. Мухаммад Реза Агахи. Гулшан-и давлат: ркп. ИВ АН УзССР, № 7582, л. 95а-96б.

3. Танаб — мера земельной площади в Средней Азии, неодинаковая в разных местах. Хивинский танаб представляет собой площадь квадрата, размер которого также был неодинаков в различных местностях Хивы. По определению Е. А. Давидович, самая подходящая площадь для танаба Хорезма составляет 4037-4097 м2, что равно 3600 кв. газам (при газе = 106 см) и 12 000 кв. газам (при газе = 58-59 см). См.: Давидович Е. А. Материалы по метрологии средневековой Средней Азии. М., 1970. С. 128.

4. ЦГА УзССР, ф. И-125, он. 2, д. 16, л. 1, 3, 11; д. 577, л. 10, 20, 34.

5. Там же, д. 22, л. 3, 5, 9, 10, 13; д. 577, л. 56, 57, 62, 64, 66.

6. Там же, д. 16, л. 10; д. 577, л. 38.

7. Там же, д. 22, л. 6; д. 577, л. 55.

8. Мамлака-н падшахи,

9. Амма йули.

10. Имя хана вынесено на поля.

11. Карйа.

12. Рах-и амма.

13. Арна.

14. Амма йули.

15. На полях.

16. На полях.

17. Узумнинг хак ва мулким джумласидин.

(пер. А. Шайховой)
Текст воспроизведен по изданию: Новые документы об образовании мулков хивинских ханов // Общественные науки в Узбекистане, № 11. 1988

© текст - Шайхова А. 1988
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Общественные науки в Узбекистане. 1988