ХРУЛЕВ С. А.
О ПОХОДЕ В АФГАНИСТАН
ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ВЛАДЫЧЕСТВА АНГЛИЧАН В ИНДИИ.
(Печатаемая здесь «Записка о походе в Афганистан для уничтожения владычества англичан в Индии» составлена известным севастопольским героем, генерал-лейтенантом Степаном Александровичем Хрулевым, и подана им 7 января 1856 г. тогдашнему военному министру князю В. А. Долгорукову. Записка эта бесспорно имеет большой интерес в настоящее время, хотя значение ее может быть вполне оценено только специалистами. Любопытный документ этот сообщен нам И. А. Арсеньевым (которому и приносим нашу благодарность), получившим его лично от самого Хрулева в копии, но с собственноручной подписью автора. Ред.)
Важный вопрос о потрясении владычества англичан в Ост-Индии и о возбуждении подвластных им народов к приобретению независимости может быть решен отправлением в Кандагар (в Афганистане) 30-ти тысячного корпуса. Для этого нужно:
A. Полный нейтралитет Персии и содействие в войне Афганистана.
Дружба Персии может быть упрочена обещанием уступки ей городов от Турции — Кербелая и Неджефа, по реке Ефрату. Города эти священны для народа персидского: здесь погибли мучительною смертию Али и сыновья его Гассан и Гуссейн. Тяжкая пошлина по дороге из Багдада в эти города (около 6 рублей с человека) ясно доказывает их важность и не прекращает пилигримство и набожность персов-шиитов. Во всяком случае можно думать, что чрез год нейтралитет Персии будет нарушен. С приездом туда английского посла Муррея и французского Бурре должно ожидать, что влияние д. с. с. Аничкова, поверенного в наших делах, будет утрачено. Афганы еще в 1837 и 1838 годах просили покровительства России против англичан; они будут довольны нашим стремлением к уничтожению господства Англии в окрестных странах. Ненависть их к Англии еще не угасла. Если англичане нас предупредят и ранее вторгнутся в Афганистан, чтобы остановить наше влияние, то тем скорее может осуществиться наш план. Тогда возгорится до прихода нашего народная война! Англичане не могут ввести большого войска в гористый Афганистан. Смерть встретит их во всех ущельях, как это и было в войне с афганами. Если англичане решатся на оборонительную войну в своих индейских владениях, то самым пребыванием наших войск в Афганистане облегчено будет восстание туземцев в Индии против ненавистного владычества Англии. Передвижения же войск затруднят англичан.
B. Обеспечение дороги и продовольствия войскам.
Для этого необходимо, во 1-х, иметь укрепление с 3000 гарнизона между реками Карасу и Гурганом, в 14-ти верстах от Астрабада и в 20-ти от Каспийского моря, на развалинах крепости Ахкале, в местности, населенной трухменами и весьма благоприятной по здоровому климату, плодородию и обилию леса, удобного для постройки домов и судов. Крепость эта будет содействовать к прекращению разбоев трухменов на Каспийском море и к обеспечению нашего сообщения с Закавказским краем. Остров Амуроде в 30 верстах от Астрабада, где ныне безопасная и удобная гавань для стоянки нашего флота, представляет легкое двухдневное сообщение в Баку и четырехдневное с Астраханью. Для своза тяжестей на берег можно сделать деревянные рельсы из леса, обильно растущего в окрестностях новой крепости. Новое укрепление доставит пользу и Персии: оyо защитит Астрабад от нападения трухменов. Из Ахкале в Тегеран войско может прибыть в 15 дней, в Герат (в Афганистане) — в 36 дней.
Во 2-х, должно устроить на левой стороне реки Сыр-Дарьи две крепостцы для гарнизона [344] в каждой в 1500 человек, вверх по реке, ниже форта Перовского, для удержания коканцев и бухарцев действовать нам в тыл и возбуждения с ними наших сношений.
Форт Перовский (Акмечеть) важный стратегический пункт, как в том справедливо уверены и англичане, определил нашу новую границу с Хивою и Коканом по реке Сыр-Дарье и обеспечил благосостояние недавно присоединенных к нам орд киргизов.
Но находясь в степи, он не сблизил с нами хивинцев, коканцев и бухарцев. Постройка же этих новых двух укреплений в стране благоприятной, против городов Туркестана и Ташкента, утвердит наше влияние в этом крае и введет нас в сношение с этими народами (Напоминаем нашим читателям, что записка эта составлена еще до покорения русскими Туркестанского края, Хивы и Кокана. Ред.).
Дело обойдется без войны, между тем как занятие крепостей Туркестана и священного для коканцев Ташкента соединилось бы с затруднениями. Коканцы очень храбры при защите крепостей; в поле же не оказывают никакого сопротивления. Такие незначительные укрепления, построенные в месяц из необожженого кирпича, дадут нам значение у коканцев — торговый путь их и влияние на соседей, которым они пользуются до сих пор, будут зависеть от нас. 3000 человек будут держать в страхе коканцев, которые чрез то доставят нам продовольствие из рису, проса, ячменя и овец. Киргизы употребляют мясо без хлеба, потому мы принуждены доставлять провиант для укреплений Сыр-Дарьинской линии из Оренбурга; чрез устройство новых укреплений уничтожится и это затруднение. Коканцы, хивинцы и бухарцы снабдят нас всем.
Верность моего взгляда доказывается еще тем, что мы ныне 3000-ми пехоты на пространстве 700 верст, от Аральского моря до форта Перовского, совершенно обеспечиваем наши киргизские орды от трех соседних царств. Новые 3000 солдат, поставленные в Кокане, окончательно водворят наше здесь преобладание. Таким образом, обеспечив тыл нашего войска крепостью Ахкале от туркменцев и двумя укреплениями по реке Сыр-Дарье от вмешательства хивинцев, коканцев и бухарцев, мы можем идти к главной цели — к походу в Кандагар.
Дорога от Ахкале до Кандагара не представляет затруднений. Она удобна для движения артиллерии и обоза, имеет довольно воды и в изобилии рис, ячмень и овец. Пастбища везде хорошие; походы Магомеда, шаха персидского, доказали, что несколько десятков тысяч войска без всякого приготовления находили провиант по дороге в Буджнурд, Кутчан, Мешгед и Герат. В этом походе участвовал наш капитан Бларамберг и вместе с персами осаждал Герат, оборону которого принял на себя английский офицер поручик Поттинджер. Осада Герата происходила в 1835 г. От Мешгеда до Герата представятся нам удобные средства к перевозке, по причине большого стечения караванов в Мешгеде. Окрестности Герата славятся своим плодородием. До Герата войско дойдет в 35 дней из Ахкале, полагая по 25 верст в сутки. Движение английских войск в Афганистане доказало, что при появлении их даже врагами в эту страну, продовольствие и фураж доставлялись жителями для их армии. Можно наверное полагать, что и здесь мы не встретим затруднения в продовольствии. Дорога из Герата в Кандагар и оттуда в Кабул, в эти два города, которые служат воротами Индии, известна нам. Капитан Виткевич был послан в Кабул генералом Симоничем, бывшим нашим послом в Персии. Таким образом, достигнув нейтралитета Персии, обеспечив себя от Хивы, Бухары и Кокана, мы должны тотчас двинуть 30,000 войска в Кандагар и отсюда послать посольство в Кабул, которое уже окончательно склонит на нашу сторону туземцев и поддержит наше влияние против Англии. Посылка нашего посольства прежде вступления войск в Кандагар не принесет пользы; англичане могут предупредить нас и, заняв Мерв, лежащий в степи трухменов, бухарцев и персов, утвердят то влияние, которое для нас необходимо и может быть приобретено только быстротою движений и основанием показанных мною укрепленных позиций.
Изложив мой план, я глубоко проникнут убеждением в возможности успешного его исполнения, в чем уверены англичане более нас. Войско многочисленное послужило бы к затруднению; нужно стараться образовать туземные войска, — наши же должны составлять резерв. Мы [345] обязаны научить жителей своими средствами противиться гнету англичан, силы которых и в самой Индии состоят только из 25,000 войска, европейцев. Армия же индийская, в 300,000 (по словам маиора Евереста), распределенная на пространстве 1.076,590 кв. англ. миль, обязана защищать границу на 707 геогр. милях и поддерживается только иностранными офицерами, число которых в 1847 году было 7,343. Много примеров, что войско это бежало пред нестройными толпами туземных врагов Англии, когда офицеры английские были убиты. Вступление 30 тыс. давно желанного войска в Афганистан подымет национальную ненависть афганов к Англии и потрясет ее могущество в Индии.
Проснется и там чувство свободы и воззовет народы к мщению. Храбрые сейки (жители недавно покоренного англичанами Пенджаба — Пятиречья) снова подымутся за свою независимость и веру. Союз их с афганами может возобновиться по примеру 1848 года. В этом году, не смотря на свою дружбу с Англиею и трактаты, 16,000 афганов пришли на помощь сеймам. Даже индейские войска англичан перешли к восставшим. Тоже с большим успехом может повториться при содействии наших войск. Россия не только затруднит Англию в ее собственных владениях, но и будет виновницею освобождения многих государств из-под гнета англичан. Снова создадутся государства из туземцев в Ост-Индии, власть англичан на материке совершенно уничтожится и только владычество с помощию флота удержится в береговых крепостях. Сознавая всю важность этого плана, я заранее предвижу блистательное положение нашего отечества в будущем чрез успешное его осуществление.
Можно примириться с другими вашими врагами, но отношения Англии к нам, клонящиеся к потрясению нашего могущества, не дают нам права оставить ее в покое. Мы должны освободить народы, составляющие источники ее богатства, и доказать всему миру мощность царя русского.
7 января 1856 года
Генерал-лейтенант Хрулев.
Текст воспроизведен по изданию: О походе в Афганистан для уничтожения владычества англичан в Индии // Древняя и новая Россия, № 4. 1878
© текст - ??. 1878
© сетевая версия - Тhietmar. 2016
© OCR - Иванов А. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Древняя и новая Россия. 1878