Об управлении Киргизскою ордою.

(Писано ранее покорения Туркестанского края).

1.

Для водворения прочного спокойствия внутри орды и для обеспечения пограничных Киргиз от вторжения грабительских шаек из Средне-Азиатских владений необходимо сделать некоторые изменения по внутреннему управлению степью и придать более самостоятельности Сыр-Дарьинской линии. С устройством Оренбургского и Уральского [483] укреплений в восточной и средней частях орды спокойствие совершенно водворено, и все правительственные распоряжения приводятся беспрепятственно в исполнение. В Западной же части часто образуются мятежные шайки, возбуждающие Киргиз к неповиновению и грабежу тех, которые остаются нам покорными. Кроме того купцы, кочующие между Каспийским и Аральским морями, много терпят от набегов Туркмен Хивинских, и само Хивинское правительство нередко посылает собрать с них зякет, грозя в случае неповиновения разграблением.

Не имея далеко позади себя никакой защиты, за которую могли бы они укрыться, Киргизы вынуждены бывают удовлетворять насильственным требованиям и оказывать неповиновение, на которое сами никогда бы не отважились.

Для отвращения по возможности беспорядков этих необходимо.

1) Устроить в центре Западной части орды третье укрепление, снабдив его гарнизоном по примеру Оренбургского и Уральского. Место для этого укрепления предполагается у южных скатов Мугоджарских гор, при урочище Тас-Булак.

2) Султана-правителя Западной части орды, переместить из окрестностей станицы Затонной к устью Эмбы для ближайшего надзора за подведомственными ему Киргизами. Это урочье у устья Эмбы удобно для хлебопашества и может служить впоследствии для водворения населения.

3) Над Киргизами, кочующими между Каспийским и Аральским морями поставить особого султана-правителя, присвоив ему название султана-правителя 4-й части орды и назначить ему место пребывании в Новопетровском укреплении.

4) С устройством рыбного промысла на Красноводском заливе, необходимо иметь там укрепление, которое будет удовлетворять трем условиям: а) послужит защитою для промышленников, б) предотвратит по возможности набеги Туркмен на подвластных нам Киргизов; в) находясь в расстоянии десяти дней караванного хода от Хивы, будет служить передовым постом нашим для наблюдения за нею и доставит возможность утвердить наше законное влияние над Туркменами.

Для ограждения же границ наших на левом фланге со стороны Кокана необходимо, выше, придать большую самостоятельность Сыр-Дарьинской линии, чего можно достигнуть занятием Туркестана и продолжением линии до Ала-Тауских гор на соединение с Сибирской границей и водворением по Сыру военных поселений. [484]

2.

Колонизация Сыр-Дарьинской линии обусловливается: безопасностью и систематическим орошением почвы. Для безопасности Ак-Мечетского острова, способного к возделыванию, необходимо иметь укрепления близ Длулека, а для устройства систематического орошения нужно сделать предварительную нивелировку бассейна Сыра.

По неимению положительных данных трудно в настоящее время определить, в каком размере может быть здесь развито хлебопашество (Киргизы производят просо, ячмень и огородные овощи. Обработка земли сопряжена с большими трудами и производится в малых размерах на землях, удобряемых илом реки после ее разливов.); а потому поселенцев надо водворять постепенно в небольшом числе, чтобы они не остались на руках правительства.

При поверхностном обозрении средств края, можно приблизительно заключить, что пространство поныне занятое на Сыр-Дарье может прокормить негустое население и обеспечить продовольствие малочисленного отряда.

Заселение Сыр-Дарьинского края может принести важную пользу в таком только случае, если правительство предполагает занять страну по Сыру вверх до Ала-Тау для соединения Оренбургской с Сибирской границей. В противном случае самая Сыр-Дарьинская линия кроме убытка казне ничего не обещает.

С устройством дороги, которая, связав между собою форты, будет в тоже время служить для защиты переселенцев, можно приступить к постепенному заселению всей Сыр-Дарьинской линии от оз. Катышим-Бащ до Ак-Мечетского острова, употребляя для этой цели женатых солдат, обязанных срочною службою на Сыр-Дарьинской линии, преимущественно из желающих. Если бы попытка оказалась неудачною, то, присоединив посланных солдат к своим частям, не нужно будет напрасно кормить их, а препровождать из Оренбурга на линию и обратно.

Цель заселения может быть троякая: 1) Упрочение завоевания водворением Русского элемента; 2) Оборона края; 3) Доставление войскам средств к заготовлению снабжения на месте.

К исполнению предложенного заселения можно приступить в следующем порядке.

1) Близ фортов и пикетов устраивать небольшие поселения от 10 до 15 семей. [485]

2) Поселенным солдатам предоставить право пользоваться всеми правами на отставку, бессрочный отпуск, возвращение на Оренбургскую линию наравне с прочими.

3) Освободить их от всякой служебной обязанности, но обязать обработывать известный участок земли и огорода.

4) Предоставить им пользоваться полным содержанием и обмундированием в продолжение всего времени нахождения на службе. В первое двухлетие отпускать полную дачу провианта, во второе половинную дачу, в последнее четырехлетие вовсе не отпускать провианта.

5) Произведения земли и огорода предоставить им в полную собственность.

6) По выслуге срока солдат, если пожелает возвратиться на постоянное место жительства, то записывать его со всем потомством в Сыр-Дарьинское казачье сословие.

7) Убедясь в возможности дальнейшего распространения земледелия и заблаговременно приготовив все для водворения поселенцев, дозволить переселяться из России.

8) По мере увеличения числа переселенцев из России прекратить заселение края служащими солдатами, но дозволить селиться выслужившим сроки.

9) Соображаясь с числом станичного населения возложить уже на местных казаков охранение своих станиц, занятие караулов на ближайших пикетах, содержание почтовой гоньбы. Затем, по мере возможности, освобождать Уральских казаков от кордонной службы.

3.

Земляные укрепления, получившие громкую известность во время и после осады Севастополя в применении их к Сыр-Дарьинской линии весьма неудобны.

Чтобы доказать справедливость сказанного, необходимо бросить взгляд на вооружение и образ действий противников могущих у нас быть и на свойства местности.

Сыр-Дарьинская линия может иметь столкновение с четырьмя противниками: Киргизами, Хивинцами, Бухарцами и Коканцами. Киргизы могут иметь значение противника только по своей многочисленности и отдалению Сыр-Дарьинской линии от Оренбурга, откуда войска здешние получают все до последней мелочи.

Огнестрельное оружие их состоит из длинного ружья с приделанными к нему сошками. Огонь сообщается заряду посредством фитиля. Хотя Киргизы действуют из мушкетов своих на [486] значительное расстояние и довольно метко, но они так мало распространены между ними, что существенного вреда огнестрельным действием нанести не могут. Холодное оружие наиболее распространено между Киргизами. Оно состоит из длинной пики и из шашки и могло бы быть для нас более страшно, если бы скопища эти обладали моральными силами, столь необходимыми для рукопашного боя.

Собравшись в значительные скопища, они могут действовать только непродолжительное время; за неимением с собою запасов продовольствия они так же скоро расходятся как и собираются. Киргизы сеют очень мало и продовольствуются почти одним скотом. По этому многочисленные толпы их могут действовать только налетом, а затем действия их будут ограничиваться прекращением сообщения между фортами и с Оренбургом, поджогами сена, составляющего жизненный вопрос для казаков наших, и так далее.

(Сообщено Антониною Михайловной Черняевой).

Текст воспроизведен по изданию: Дневник М. Г. Черняева. 1858. Поход в Кунград // Русский архив, № 3. 1906

© текст - А. 1906
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
©
OCR - Иванов А. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский архив. 1906