Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЗАПИСКА К. Ф. БУТЕНЕВА

В 1841 г., когда аванпосты англичан, воевавших с Афганистаном, приблизились к левому берегу Аму-Дарьи, из России по приглашению бухарского эмира была отправлена в Бухару политико-научная миссия, возглавляемая горным инженером подполковником К. Ф. Бутеневым. Миссия эта была известна под названием “бухарской экспедиции 1841 года”. В политическом отношении она не достигла никаких результатов, зато члены ее издали много ценных естественно-исторических, географических работ о Бухаре. Сам Бутенев опубликовал в “Горном журнале” за 1842 г. ряд статей по минералогии, метеорологии, монетному делу.

Но мало кто был осведомлен о другой, секретной, стороне миссии подполковника. Об этом свидетельствует ряд документов с грифом “секретно”, обнаруженных в фонде Департамента горных и соляных дел. При отъезде Бутенева в экспедицию министр финансов Е. Ф. Канкрин поручил ему “разведать нет ли в Бухарин и соседственных с нею странах торга хищническим русским золотом, и если оный существует, то какими главнейше путями производится”.

Публикуемая ниже записка вместе с рапортом и образцом золота, купленным Бутеневым в Бухаре, по возвращению в Россию были направлены им министру финансов. После рассмотрения записки власти ужесточили надзор за добычей золота на уральских горных заводах и усилили таможенный досмотр вывозимых из России в Бухарию товаров. [371]


О торговле в Бухарии 1 русским хищническим 2 золотом

Секретно.

1 августа 1842 г.

Значительнейшая торговля русским песчаным золотом с уральских промыслов производится через Троицк 3, где некоторые жители постоянно скупают его в весьма малых количествах и потом перепродают отъезжающим в Бухарию купцам. Должно заметить однако, что при этом оно покупается более татарами, чем бухарцами. В Троицке платят за него от 9 рублей 50 копеек до 10 рублей ассигнациями за золотник.

Купцы, отправляющиеся в Бухарию, во избежание открытия у них хищнического золота таможенными чиновниками, большею частию отправляют его за несколько дней до выезда каравана в степь, впредь с киргизами, которые проезжая верхом налегке, избегают вовсе таможенного досмотра или подвергаются ему весьма поверхностно; когда же караван уходит в степь, они встречают его там и передают владельцам вывезенное золото, получая за то весьма незначительную плату. Впрочем и самые купцы по причине весьма поверхностного досмотра отпускаемых товаров весьма легко могли бы провозить его чрез таможенные заставы вместе с другими товарами.

Сбыт сего золота в Бухаре двоякий: или оно продается на базарах, в лавках у менял, где покупают его золотых дел мастера, или оно отдается на ханский монетный двор для передела в монету. В первом случае ценность его за золотник составляет от 18 до 19 тянег, бухарских серебряных монет, то есть от 12 рублей 24 копеек до 12 рублей 92 копеек ассигнациями. При сдаче его на монетный двор оно там подвергается очищению купелляциею 4 и потом с примесью заключающегося в нем от природы серебра, переделывается в тиллы, то есть бухарскую золотую монету и тогда приноситель получает все количество выделанной из него монеты, приплачивая за очистку и переделку в монету по ½ тяньги с каждой тиллы, то есть 1/42 часть ценности золота.

Бухарцы находят эту торговлю выгодною и потому, что часть сего золота, привозя в Бухарию, они успевают скрывать в тайне от бухарской таможни и потому не платят за него закята 5, положенного для них в 2½ процента.

Количество всего хищнического золота, ежегодно привозимого из России в Бухару определить с точностью невозможно. При приходе троицкого и оренбургского караванов в нынешнем году в Бухару, рассказывали там будто всего привезено было 32 пуда хищнического золота, при том почти единственно с троицким караваном, либо из Оренбурга везется его очень мало, и то случайно, не каждый год. Во всяком случае показанное количество его было слишком увеличено в рассказах, что совершенно в характере бухарцев. По собранным мною тайно сведениям открывается однако же, что действительно в нынешнем году его привезено более обыкновенного количества, так что некоторые купцы, привозившие от 1½ до 2 фунтов, в этот раз привезли его фунтов по 10 и более. Со всем тем я полагаю, что вышесказанное количество 32-х пудов можно, наверное, уменьшить в три или четыре раза, и в этом случае привоз нынешнего года составит от 8 до 11 пудов. В другие годы количество это не превышает 5 или 6 пудов. [372]

Доказательством, что торговля эта не совсем малозначащая может служить между прочим и то, что в Бухаре слышал я от одного достоверного человека, будто бы там есть купцы, которые единственно с сею целию ездят в Россию, прикрывая только свои действия торговлею другими малоценными товарами.

По словам находившегося со мною в Бухаре горных инженеров штабс-капитана Богословского-2, должно думать, что наибольшее количество золота, вывозимого из России чрез троицкую таможню, получается с частных золотых промыслов, лежащих в южном Урале, именно с троицких, и с находящихся на Башкирских землях, которые по самому положению своему удобнее для доставки с них золота в Троицк, и где сверх того надзор по этой части недостаточно строг.

Приобретенное мною покупкою в Бухаре хищническое русское золото, по словам его, наружным видом много сходствует с золотом тех промыслов. Сверх того видно, что это золото было похищено не с промывальных станков, но с разреза.

Совершенное прекращение торговли хищническим золотом вряд ли возможно, хотя по мнению моему есть средства значительно уменьшить его. Во всяком случае должно кажется начать с более бдительного и строго надзора в пограничных городах со стороны местной полиции. Я не могу и не хочу верить дошедшим до меня в Оренбурге слухам, будто бы тамошняя и троицкая полиции покровительствуют из своих выгод торговле ей, или даже, что лица, принадлежащие к полиции сами принимают участие в этой торговле. Тем не менее можно предполагать, что они имеют за сим слишком слабый надзор.

Не менее ого полезно было бы увеличить полицейский надзор в селениях лежащих поблизости казенных и частных золотых промыслов, особенно во время бывающих там ярманок, ибо по многим причинам должно полагать, что в это время в них производится первая передача золота от мастеровых купцам. Без сомнения открытие из большего числа хищников или скупщиков золота одного или двух, произвело бы опасение и в прочих, и тем послужило бы к уменьшению зла. Сверх того не сомневаясь в строгости надзора при самих разработках и промывках песчаного золота, мне неизвестно достаточно ли строг надзор за сим по заводским и рудничным селениям, особенно частным.

Со стороны таможен если невозможен будет самый строгий и положительный досмотр всех товаров, отпускаемых за границу, то можно будет досматривать таким образом по крайней мере некоторые вьюки наудачу, дабы тем вселить в купцов опасения, что в случае провоза ими золота, оно может быть открыто.

Для прекращения перевозки золота за линию киргизами можно бы со стороны таможни усилить надзор за ними при проезде их чрез заставы, и если обстоятельства не позволят осматривать таким образом всех проезжающих киргизов, то подвергать подобному осмотру хотя некоторых, но весьма строго не оставляя исследовать их платья, седла, конскую сбрую. Особенно это может быть полезно по сношению с местной полиции с таможенным начальством, ибо в таком случае полиция сможет указать более подозрительных по ее мнению людей, хотя бы это не повело к прямому открытию золота, но устраша киргизов, могло бы уменьшить в них охоту к подобным делам, что по крайней мере стеснило бы это противузаконную торговлю.

Наконец, самое верное средство к уничтожению вывоза хищнического золота из России состоят в нечаянном и подробном осмотре бухарского каравана в [373] степи, в некотором более значительном отдалении от линии. Может быть подобная мысль с первого взгляда может показаться стеснительною для торговли, но зная коротко бухарцев, можно ручаться, что самолюбие их не будет оскорблено подобным действием, а при некоторой поспешности в осмотре они не задержатся на дороге слишком продолжительное время, тем более, что золота должно будет искать у них во вьюках так называемого их портала, где они держат вещи, нужные им на путешествии, равно деньги и другие драгоценности, и с которыми вьюками они не разлучаются во все время их перехода чрез степь.

Только по моему мнению такой осмотр должно приготовить с величайшею тайною, дабы о нем не знали предварительно ни таможенные чиновники, ни градская полиция, и вообще, чтобы он оставался в неизвестности для всех, кто может быть с какой-нибудь стороны обвинен по сему делу в неисправности или в недосмотре.

О торговле золотом с сибирской линии я не мог собрать подробных сведений, и только известился, что в Кокане и особенно в Ташкенде привозят на продажу русское хищническое золото. Рассказывают, что два года пред сим один ташкендский купец привез из России пять фунтов такого золота, но дома узнал, что он был обманут, купивши вместо ожидаемого золота медного припою 6.

Подполковник К. Ф. Бутенев

РГИА. Ф. 37. Оп. 121. Д. 436. Л. 3-5 об. Подлинник (писарская рукопись).


Комментарии

1. Среднеазиатское ханство, располагалось в бассейне реки Аму-Дарьи. Его столицей и местопребыванием эмира в XVI — нач. XX вв. был город Бухара.

2. Золото называлось хищническим, так как его добыча производилась тайно, беспорядочно, выбирались только богатые места и забрасывались остальные.

3. Уездный город в Оренбургской губернии, расположен в степной местности по левому берегу реки Уя при впадении в нее речки Увельки. Находился на главном транспортном пути из Средней Азии в Россию, с 1745 г. был местом для менового торга русских купцов с киргизами, ташкентцами другими среднеазиатскими народами. Ныне — город областного подчинения в Челябинской области.

4. Спуск золота на капели со свинцом для отделения мели, которая в соединения с ним уходит в капель.

5. Мусульманская подать.

Текст воспроизведен по изданию: Записка К. Ф. Бутенева // Российский архив, Том XII. М. Российский фонд культуры. Студия "Тритэ" Никиты Михалкова "Российский архив". 2003

© текст - Князева Е. Е. 2003
© сетевая версия - Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ).
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Студия "Тритэ" Никиты Михалкова "Российский архив". 2003

Электронный текст взят в
Фундаментальной электронной библиотеке "Русская литература и фольклор" (ФЭБ)