ЕЩЕ О ГРАФЕ В. А. ПЕРОВСКОМ.

(Ответ на поправки г. Юдина).

В четвертой книге «Русского Архива» сего года напечатаны «поправки» г. Юдина на мои статьи о графе В. А. Перовском. Г. Юдин упрекает меня и в «фантазии», и в «неправде», и в «существенных неточностях и ошибках...» Смею уверить г. Юдина, что в каждом человеческом деле возможны ошибки и недоразумения. Лучшим доказательством этой глубокой истины могут служить хотя бы, напр., следующие строки, напечатанные мною, в виде выноски, в статье моей «Начало завоевания Коканда»: «Здесь будет очень кстати исправить одну из многих неточностей, допущенных г. Юдиным в его статьях «Граф В. А. Перовский в Оренбургском крае», напечатанных в «Русской Старине» 1896 года. Так, например, он говорит: «За покорение Кокандцев и взятие Ак-Мечети он (Перовский) в числе прочих награжденных 27-го Декабря 1853 года был возведен в графское достоинство» («Русск. Старина», Июнь, стр. 543). Это положительно неверно: графство генерал-адъютанту В. А. Перовскому пожаловано было почти два года спустя уже новым Государем Александром Николаевичем при рескрипте от 17-го Апреля 1855 года, о чем Перовский и объявил по отдельному Оренбургскому корпусу особым приказом от 24-го Апреля того же года за № 95». («Исторический Вестник» 1901 г., Июнь, стран. 1066).

Я посвятил г. Юдину десять строк, он мне десять страниц... Считаю необходимым, в интересах дела, отвечать ему.

Первая моя статья о гр. В. А. Перовском была напечатана в Мартовской книге «Русского Архива» в 1891 году; в минувшем году вышла о том же Перовском моя отдельная книга, а в Июньской книге «Истор. Вестн.» сообщены некоторые сведения о его Кокандском походе. Главным образом, г. Юдин ставит мне в вину «противоречия» в биографических сведениях о Перовском, отнюдь не желая принять во внимание того обстоятельства, что я сам приводил в книге некоторые эти различные и явно противоречащие сведения о жизни и службе Перовского и его военных действиях, почерпая сведения из различных же источников и от людей, еще живущих, и из исторических журналов, и, наконец, из сочинения А. А. Васильчикова «Семейство Разумовских». С этим сочинением г. Юдин, очевидно, не познакомился вовсе: будь иначе, он бы, [304] по всей вероятности, постиг истинную причину различных «противоречий встречающихся в моих статьях о Перовском, с теми сведениями, которые он заимствует из подлинных дел, хранящихся в архивах города Оренбурга (этих дел мне не довелось видеть). В своих «поправках» г. Юдин доходит даже до мелочей: два раза, в двух различных местах своей статьи, он сообщает, что в Ак-Мечети было три пушки, а не «несколько», как сказал я, и что эти пушки были медные, а у меня они названы «чугунными». Неужели все это так существенно важно?!..

М. Юдин недостаточно внимательно отнесся также и к моей книге. Так, напр., он пишет: «г. Захарьин вовсе не говорит о службе его (Перовского) по морскому ведомству. Членом же Государственного Совета Перовский назначен лишь 1-го Января 1846 года» (стран. 629). Приглашаю г. Юдина прочесть в критикуемой им моей книге «Граф Перовский и его зимний поход в «Хиву» следующее место на странице 2-й: «В 1846 году Перовский назначен членом Государственного Совета, получил Владимира 1-й степени и временно управлял Морским Министерством». Далее, на странице 99-й той же книги еще раз упомянуто о службе Перовского в морском ведомстве: «князь Меньшиков имел причины недолюбливать В. А. Перовского, вспоминая его службу в морском ведомстве, когда этот честнейший человек восставал противу непроизводительных и громадных затрат, делаемых в этом министерстве».

Затем, как бы желая умалить военные заслуги генерала Перовского при взятии Кокандской крепости Ак-Мечеть, г. Юдин говорит: «вот противу такой-то крепостцы с ничтожным вооружением и гарнизоном и предпринял генерал Перовский правильную осаду по всем требованиям военно-инженерного искусства, как бы и против сильной крепости, осаду, продлившуюся почти четыре недели (Эти сообщения г. Юдина не верны: земляная работы начаты были 9-го Июля, а взрыв стены и штурм крепости последовал 28 Июля, т. е. всего 19 дней спустя. (См. два письма Перовского в Московскому почт-директору А. Я. Булгакову от 16 и 28 Июля 1858 года, напечатанные в книге «Град Перовский и его зимний поход в Хиву», стран. 187 и 188). И. З.)... При этом, даже не захотели почему-то воспользоваться в полной мере превосходством и силою своей артиллерии. 17 орудий сила внушительная, и при целесообразном массовом применении ее огня можно бы было достичь более скорых и существенных (?) результатов». («Р. А.», статья Юдина, стран. 634).

Непонятно, каких «более существенных» результатов, чем взятие крепости, можно было достигнуть генералу Перовскому, если бы даже он и предвидел преподаваемые ему, полвека спустя, М. Юдиным военные советы!... Относительно же того обстоятельства, что неприятельская крепость была взята не сразу, а 19 дней спустя после ее обложения, мы находим прекрасный ответ самого Перовского, в его письме к Булгакову же, [305] от 16-го Июля, где он сообщает: «Взятие Ак-Мечети не составит, может быть, блестящего дела, но мне жизнь солдата дороже всякой журнальной статьи с напыщенным бюллетенем» (стран. 188). Очевидно, Перовский предпочел 19-ти дневную осаду и подкоп и взрыв стены для образования бреши (по неимению при отряде осадных орудий), чем немедленный штурм высоких стен крепости и массовую потерю людей, которая неизбежно произошла бы в последнем случае. Полагаем, что неизлишне будет заметить здесь, как отнесся во взятию этой «крепостцы» император Николай Павлович, как известно, отлично знавший военно-инженерное дело. Вот, напр., что он высказал генералу Перовскому в своем рескрипте от 26 Августа 1853 года: «Получив донесение ваше о покорении крепости Ак-Мечети, я поспешаю выразить вам душевную мою признательность за блистательный этот подвиг, покрывший новою славою Русское оружие; он вполне увенчал все распоряжения ваши, от коих я не мог не ожидать успеха, зная примерное ваше рвение и военную вашу опытность. Но вы не ограничились общим направлением действий: вы пренебрегли трудность предстоявшего при следовании к Ак-Мечети похода; не щадя слабого вашего здоровья, приняли лично начальство над отрядом, для взятия этой крепости назначенным, и не переставали разделять с ним все лишения и опасности». И далее: «Вместе с сим поручаю вам объявить всем чинам храбрых войск, находившихся под вашим предводительством, особенное мое благоволение за твердость их, соревнование друг пред другом и отличное их мужество в бою».

По-видимому, г. Юдин, увлекшись «поправками» к моим статьям упустил из виду этот рескрипт императора, военного инженера, беспристрастно и верно оценившего «блистательный подвиг» генерала Перовского, который положил начало нашему завоеванию Коканда, нынешней Ферганской области.

Ив. Захарьин (Якунин).

С.-Петербург.
8 Апреля 1902 года.

Текст воспроизведен по изданию: Еще о графе В. А. Перовском. (Ответ на поправки г. Юдина) // Русский архив, № 6. 1902

© текст - Захарьин И. 1902
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
©
OCR - Иванов А. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский архив. 1902