К бумагам графа В. А. Перовского.
(Р. Архив 1879, II, 442).
I.
Приказ, отданный В. А. Перовским по войскам Оренбургского корпуса, пред выступлением в Хивинский поход 1839 года.
«По Высочайшему Государя Императора повелению, я иду с частию вверенных мне войск на Хиву».
«Долго уже Хива искушала долготерпение сильной и великодушной державы и заслужила наконец вероломными, неприязненными поступками своими грозу, которую сама на себя накликала. Честь и слава всем, кому Бог привел идти, по повелению Государя, на выручку братьев, томящихся в неволе».
«Товарищи! Нас ожидают стужа и бураны и все неизбежные трудности дальнего, степного и зимнего похода; но забота обо всем необходимом, по возможности, предупредила крайности и недостатки, а рвение ваше, усердие и мужество довершат успех и победу. Войска Оренбургского корпуса в первый раз выступают, в значительном составе, против неприятеля; Россия в первый раз карает Хиву, эту дерзкую и вероломную соседку. Через два месяца, даст Бог, будем в Хиве, и в первый раз в столице ханства, пред Крестом и Евангелием, Русские будут приносить теплые и громкие молитвы за Царя и Отечество».
«Обращаюсь к той части войск, которая останется для охранения Оренбургского пограничного края и родины своей. Вам не судило счастие делить с нами труды и опасности; но вы не менее того заслужите добрую славу и милостивое внимание Государя Императора: всякий чин, малый и великий, простившись с ушедшими в поход товарищами, будет свято помнить долг и присягу, будет нести службу за себя и за походных и, в свое время, радостным, братским приветствием встретит возвратившихся из дальнего и трудного странствия сослуживцев своих».
II.
Заметка на письма графа В. А. Перовского.
Письмо к неизвестному лицу (Р. Архив 1879, II, 456), несомненно, было писано к генерал-лейтенанту Николаю Васильевичу Балкашину, исправлявшему, в отсутствие Перовского, обязанности генерал-губернатора. Это явствует и из слов [243] Перовского (стр. 458) по отношению к Фонтону и сравнению обязанностей корпусного командира и генерал губернатора. Балкашин был за это время самым приближенным и близким лицом к Перовскому. Отношения к нему Перовского и к семейству Оренбургских Мансуровых, к коему принадлежала жена Балкашина, Варвара Александровна, рожденная Мансурова, установились во время первоначального управления краем Перовского, когда Балкашин, еще в молодых годах, состоял при нем. Брат В. А. Балкашиной, генерал-майор Николай Александрович Мансуров сопутствовал Перовскому в Хивинском походе (см. Русскую Родословную книгу, изд. Р. Старины, I, 224). Упоминаемый в письме Перовского Эверсман — Эдуард Александрович, профессор Казанского университета, известный зоолог и также медик-гомеопат, женатый на другой сестре Мансуровой. Он пользовался общим уважением и любовью. Названный в письме «Николаем» — старший сын профессора Эверсмана сопровождал Перовского в качестве медика. Теперь он д. ст. сов., мировой судья в г. Уфе. — Ханыков, упоминаемый в том же письме, — Яков Владимирович был тогда Оренбургским гражданским губернатором и жил в Уфе.
Письмо, помещенное в приложении, надо полагать или В. В. Григорьева, или же Вл. Вл. Вельяминова-Зернова (двоюродного брата Ханыкова), состоявшего при Перовском по дипломатической части и сопровождавшего его, совместно с Григорьевым, в походе под Ак-Мечеть.
(Сообщено М. Н. Галкиным-Враским).
Текст воспроизведен по изданию: К бумагам графа В. А. Перовского // Русский архив, № 10. 1879
© текст -
Галкин-Враскин М. Н. 1879
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Русский архив.
1879