АХМЕТ КЕНИСАРИН

СУЛТАНЫ КЕНИСАРА И САДЫК

ГЛАВА III.

Потомство Кенисары-хана.

После смерти Кенисары-хана от двух его жен осталось восемь сыновей. От старшей жены, взятой девицею, ханьши Кунимджан, были следующие сыновья: Джафар, Тайчик и Ахмет, от второй жены, взятой вдовою, по имени Джангым-ханым, было пять сыновей: Омар, Осман, Абубекр, Садык 50 и Джегей. В год смерти хана султану Тайчику было двадцать лет, Садыку десять лет и Ахмету пять лет.

После смерти хана, они 51, совсем народом, перекочевали на низовья р. Чу, в горы Каратау и в г. Туркестан. Здесь они подчинились Коканду, которым тогда владели мусульмане, а именно кипчаки с [26] Худояр-ханом 52, на условия, что бы дети и родственники Кенисары-хана с сорока кибитками своих служителей-теленгутов, были освобождены от платежа податей.

Дети Кенисары-хана, подчиняясь туркестанскому хакиму, жили между кунградами 53. До достижения совершеннолетия они нанимали в свои аулы мулл и учились грамоте; кроме того упражнялись в стрельбе из ружей и в верховой езде. По достижении совершеннолетия, султаны Тайчик, Садык и Ахмет вступили в военную службу и стали везде выказывать свое удальство. За это кокандский хан дал им всем чины пансат-баши 54 и поставил каждого из них во главе пятисот человек. В этом занятии они провели несколько лет. В 1860 году, когда Ташкентом правил, прославившийся в Коканде своею храбростью, Канаат-ша 55, из Верного вышло войско под начальством генерала Колпаковского 56 взяло [27] Токмак 57 и разрушило его укрепления. Канаат-ша-парваначи повел 40.000 чел. войска 58 против Верного. Султаны Тайчик, Садык и Ахмет были тоже взяты в этот поход.

Узнав о походе Канаат-ша, генерал Колпаковский расположился у пограничной крепости Кастек и стал ожидать. Канаат-ша, перейдя с войском перевал 59, из местности, называемой Иргайты-Каинглы, отправил вперед отряд, состоящий из киргизов и кара-киргизов, под начальством султанов Тайчика, Ахмета и Садыка с следующим приказанием: «Выступайте к Узун-ага-чу и возьмите его, если будет возможно. В противном случае все-таки не подпускайте никого к Кастеку; завтра мы двинемся к нему».

Когда султаны подошли в Узун-агачу, он оказался занятым двумя сотнями солдат при одном орудии 60. Султаны не дали возможности солдатам стрелять из ружей, или из пушек, почему с обеих сторон пало не [28] много народа 61. Случалось, что лихие наездники, наскакивая на солдат, выхватывали у них из рук ружья и уносились назад. Таким порядком стычки продолжались три дня. В ночь на четвертый день русское войско отодвинулось от Кастека и подошло ближе к Узун-агачу. На рассвете появилось 800 солдат, под начальством самого генерала Колпаковского; они открыли огонь из ружей и пушек и заставили султанов отступить. После этого между Узун-агачем и Кастеком происходило еще несколько стычек. Наконец на местности, называемой курганом Саурык-батыра 62, появился Канаат-парваначи во главе 40.000 чел. Увидя это огромное войско, генерал Колпаковский остановился. Войско Канаат-парваначи нападало до полудня, стреляя из ружей. Когда сарбазы близко подошли к русским солдатам, генерал Колпаковский приказал зарядить семь орудий картечью и дать залп. После залпа кокандские сарбазы пали, как бараны, пораженные болезнью тупаланг 63. Сарбазов было убито семьсот человек и кроме того пало много конных джигитов 64.

Потерпевши поражение, Канаат-парваначи отступил и расположился ниже Кастека, на берегу речки Джират-айгыр. На рассвете следующего дня он послал все [29] киргизские и кара киргизские войска против Верного, под начальством султанов Тайчика, Садыка и Ахмета. При отправлении он сказал им: «Я завтра пойду отсюда в Кастек, вы же произведите нападение на Верный. Меня вы всегда найдете около Кастека».

Миновав Узун-агач, в местности, называемой Каргалы, они оставили более пожилых 65 людей, носивших чины датха: Батырбека, Байзака, Мумынбека и Ходжабека, кара-киргизского манапа Джантая и батыря Сапатай, а сами с манапом Шадманом и батырями Суранчи и Байсеид и отборными, молодыми, храбрыми джигитами из киргизов и кара-киргизов, в числе 500 чел., пройдя день и ночь, залегли в засаду около Верного. На другой день, рано утром, они произвели нападение на окрестности [30] Города и захватили в плен четырех русских мужчин и дочь одного крестьянина. В полудню они уже успели соединиться с датхами, остававшимися в Каргалы, и возвратились к Кастеку. Оказалось, что войско Канаат-парваначи в тот же день ушло назад, и что их послали к Верному хитростью, с расчетом, чтобы русское войско не погналось за отступавшими. Султаны нагнали отступавших у р. Кайнглы-Иргайты и поднесли пленных русских в подарок Канаату-парваначи.

Прибыв в Токмак, Канаат-парваначи занялся восстановлением укрепления, а султаны, простившись с ним, вернулись в Туркестан к своим родичам.


Комментарии

50. Вернее Сыддык, как и написано в подлинной киргизской рукописи. Усвоенная здесь транскрипция имени Садык основывается на более часто встречающейся выговоре киргизов и сартов, на в выговоре русских, не знающих имени Сыддык, и на официальных рапортах и реляциях, в которых упоминается о действиях Садыка. Хотя Сыддык и Садык два разных имени; но от этого суть дела не меняется. Мы придерживаемся хотя и не совсем верного, но обще распространенного имени.

51. По русским сведениям кенисаринцы были в то время под главенством султана Кучака, как старшего в их роде.

52. В это время кокандским ханством правил в качестве регента, кипчакский батырь Мусульман-кул.

53. Кунграды — многочисленный и сильный род, поколения того же названия, большой орды и теперь занимает берега р. Сыр-Дарьи от Ходжента до Перовска.

54. Пансат — кокандский военный чин, начальник 500 челов., средний между минбаши (начальником тысячи) и юз-баши (сотником).

55. Канаат-ша в то время был беком г. Ташкента; парваначи — один из высших кокандских чинов.

56. Неверно. В то время Колпаковский имел чин подполковника и был начальником Алатавского округа и окрестных киргизов большой орды. Алатавский округ образован в 1858 году из земель, занятых за р. Или; впоследствии к нему были присоединены и зачуйские земли; в 1867 г. округ преобразован в Семиреченскую область.

57. Токмак был занят отрядом полковника Циммермана 26 Августа 1860 г.; укрепления его взорваны и оставлены, (дон. полк. Циммермана 28 Августа 1860 г.)

58. По нашим сведениям войско Канаат-ша состояло из 30,000 чел., в числе коих собственно кокандских войск (регулярной пехоты и кавалерии) было до 20.000 чел.; остальные были киргизы и кара-киргизы.

59. Вероятно кастекский перевал, бывший на линии наступления армии Канаат-ша.

60. Узун-агач был занят ротой пехоты, сотнею казаков и двумя легкими пушками (донес. ген. Гасфорда 10 Ноября 1860 г.)

61. Непонятно, почему не могла быть ведена стрельба из ружей и пушек. Что касается указания на то, что киргизские наездники выхватывали ружья из рук солдат, то рассказ об этом не заслуживает доверия по своей фантастичности.

62. Русское название «Сауруков курган».

63. Эпидемическая болезнь, очень заразительная и быстро действующая: бараны, после нескольких скачков падают и издыхают.

64. См. приложение 4 в конце книги.

65. Буквально сказано «тяжелых людей».

Текст воспроизведен по изданию: Султаны Кенисара и Садык. Биографические очерки султана Ахмета Кенисарина. Ташкент. 1889

© текст - Смирнов Е. Т. 1982
© сетевая версия - Тhietmar. 2023
© OCR - Иванов А. 2023
© дизайн - Войтехович А. 2001