ГОРИХВОСТОВ А. З.
ЖУРНАЛ
ЖУРНАЛ ПОЛКОВНИКА А. З. ГОРИХВОСТОВА — ПРИСТАВА ПРИ ХАНЕ МАЛОГО ЖУЗА ШИРГАЗЫ АЙЧУВАКОВЕ
(1822-1823 гг.)
Публикуемый ниже «Журнал» полковника А. З. Горихвостова представляет собой служебный дневник, который он вел с 12 августа 1822 г. по 19 мая 1823 г.
Полковник Горихвостов был приставом царского правительства при хане Малого жуза Ширгазы Айчувакове, выполняя обязанности официального представителя Министерства иностранных дел, советника хана и наблюдателя за положением дел в Малом жузе.
Назначением для охраны специального пристава с сотнею казаков Министерство иностранных дел хотело поднять власть хана и ускорить решение спорных дел между родами, чтобы прекратить междоусобицы 1.
«Журнал» представляет, с нашей точки зрения, большой интерес. Прежде, всего, он знакомит читателей с политической обстановкой в Младшем жузе накануне ликвидации ханской власти. В частности, этот документ как свидетельство современника может помочь исследователю выяснить причины ликвидации ханской власти в Младшем жузе. Те события, которые описывает Горихвостов, показывают, что ханская власть в Казахстане в эти годы, т. е. после присоединения Младшего жуза к России, уже изжила себя, и хан не мог быть опорой царского правительства в дальнейшем укреплении его власти и влияния в Казахстане.
Хан Ширгазы, второй сын хана Айчувака, был назначен ханом в 1812 г., но, несмотря на поддержку царского правительства, не имел почти никакой власти над казахскими родами Малого жуза. Казахами управляли родовые старшины и батыры, которые вели себя независимо. «Его власть, — писал о Ширгазы Л. Мейер, — простиралась не далее русских форпостов, и кочующие здесь байгуши повиновались ему только по необходимости» 2.
Во время ханства Ширгазы значительно усилились междоусобная борьба различных феодальных групп за власть, межродовые распри, набеги и, особенно, барымта, которые Ширгазы не в силах был прекратить.
События, записанные Горихвостовым, показывают все бессилие хана. Дело дошло до того, что когда 1 декабря 1822 г. во время попытки группы барымтачей рода джегалбайлы угнать ханские табуны был убит сын хана — Ишгазы, то Ширгазы не только не смог наказать виновных, но и взыскать с них, согласно обычному праву, «кун». [107] Несомненно, что упадок власти хана в начале XIX в. был вызван тем, что хан был послушным ставленником царского правительства и фактически находился у него на службе. Но главная причина слабости ханской власти заключалась в том, что казахское кочевое общество жило в условиях слабо развитых феодальных отношений, каким являлись патриархально-феодальные отношения. Неразвитому базису соответствовала своя неразвитая надстройка, в том числе и государственность.
Полковник Горихвостов в докладе о положении в Младшем жузе, приложенном к «Журналу», так обобщил свое мнение о ханской власти:
«Киргиз-кайсаки не имеют установленных узаконении, и хотя вместо них и есть некоторые остатки преданий древних обычаев, но и они... изменились. Если и наказываются иногда некоторые за домашние преступления, то отнести (это) надо на самый беднейший класс, богатому же, у которого родни много, всюду вольно, и он в ответ никому не обязан, хотя бы кочевал у самого аула высокостепенного хана; последний будет просить его, но никогда повелительным тоном ничего не выговорит, ибо (это) тотчас отражено (т. е. отплачено) будет барымтою. Судя по наблюдениям моим и ввиду склонности народа, привыкшего с рождения к самоуправству, полагаю, что если б и действительно вся орда по согласию избрала единодушно себе хана, то и оный не больше успеет принести ожидаемую правительством выгоду управлением и распоряжением своим в орде, как и теперешний владелец, ибо ни один киргизец не согласится подчинить себя неизменному владычеству и такому, который обязан усердствовать видам правительства...».
В этом же документе на основе наблюдений, изложенных в дневнике, Горихвостов пишет, что налог хану вносят только одни семиродцы (жетыруу), "да и то не по положению, а по желанию, а казахи других родов не платят, несмотря на приказание. Но и то, что бывает собрано, хан должен отдавать муллам и обедневшим ордынцам. Но, к сожалению, — добавляет Горихвостов, — и в сем случае закралась несправедливость: большею частью сильный и опасный человек при богатстве получает сотню н две баранов, а бедняк при большом семействе едва ли из милости получит и двух, да за это сколько обязан еще с семейством работать владельцу». Не получая налога, хан был лишен возможности содержать при себе дружину, чабарманов (гонцов), охрану и т. д.
Отдельные записки «Журнала» показывают не только бессилие хана, но и его постоянный страх и опасения за жизнь и табуны, растерянность и беспомощность.
Царское правительство видело, что ханская власть не может более в этих условиях служить опорой русского правительства. В мае 1824 г. хан Ширгазы был вызван в Оренбург и оставлен там на жительство с выплатой ему в месяц 150 рублей серебром. Ханская власть в Младшем жузе таким образом была ликвидирована и вскоре введено новое управление.
Публикуемый документ содержит также и другие интересные факты, относящиеся к вопросам политической и хозяйственной жизни казахов в начале XIX в. Так, например, он содержит некоторые сведения о движении казахских родов табын и тама, управляемых батыром Жоломаном Тленчиным, за возврат земель по р. Илеку, отобранных окончательно в 1824 г. в связи с постройкой крепостей Ново-Илецкой линии, и возвращении султана Арынгазы из России. В «Журнале» есть интересные сведения о соперничестве между султанами Шигаем Нуралиевым и его племянником Джангером за ханскую власть в Букеевской орде.
Дневник отражает быт и нравы людей того времени, особенно хана и его окружения. Есть также некоторый иллюстративный материал по обычному праву, положению женщины, религии и верованиях и т. д. [108]
Все эти данные представляют несомненный интерес как для историков, так и для этнографов, изучающих быт прошлого. Некоторые дополнительные сведения о событиях, описанных в «Журнале», читатель может найти в сборнике архивных документов «Материалы по истории Казахской ССР», т. IV, М.-Л., 1940 г. (на стр. 414-415, 426-429 и др.).
«Журнал» публикуется полностью с незначительными сокращениями, касающимися в основном повторений в описании событий.
Комментарии
1. А. И. Добромыслов. Тургайская область. Оренбург. 1900, стр. 266-269
2. Л. Мейер. Киргизская степь.
Текст воспроизведен по изданию: Журнал полковника А. З. Горихвостова - пристава при хане Малого Жуза Ширгазы Айчувакове // Известия АН Казахской ССР, Серия истории, экономики, философии и права. Раздел истории, археологии и этнографии, Вып. 2 (5). 1957
© текст -
Шахматов В. Ф.; Киреев Ф. Н. 1957
© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© АН КазССР. 1957