ГЕРМАН Ф. И.

О КИРГИЗЦАХ

(Окончание.)

(См. В. Е. 1821 года N 22 и первые нумера 1822)

Мы имели случай упоминать о Байгушах, или нищих Киргизцах, которых называют также и Ангутами. С некоторого времени они столь умножились, что составляют, так сказать, особливую часть Киргизского народа. В картине жизни сих несчастных человечество является в уничижительнейшем виде: совершенное отсутствие всякого нравственного чувства, всякого человеческого понятия составляет отличительную черту их существования.

В поражениях истребительной баранты лишась последнего стада и всего имущества, в рубищах, едва прикрывающих наготу, живут они по берегам озер или немногих рек своих. В камышах, как дикие звери и [135] вместе с ними укрываются от суровости перемен воздушных; они в ежечасном страхе нового нападения от лютых притеснителей, и малейший шорох в окрестности приводит их в трепет. Они гибнут от голода и болезней, им порождаемых; рыбная ловля бедными снастями, из камыша сплетенными, едва дает им насущное пропитание. Так они сохраняют по крайней мере жизнь в летние месяцы года; но с наступлением зимы другой бичь ожидает их - снег и холод. Предупреждая пагубные следствия, они собирают ветхие лоскутья войлоков, находимые в оставленных аулах; из одних делают обувь и одежду, из других - подобие шалаша; в сем приюте беспрестанно жгут тростник и в горячем пепле отогревают нагих и голодных детей своих.

В таком бедственном состоянии, некоторые приближаются к линии. Здесь с торжеством является великодушная благотворительность нашего народа: жители линии всех состояний не только питают несчастных щедрым подаянием, но и наделяют их избытками одежды и всякого домашнего [136] хозяйства, забывая грабежи и разорения, которые ими, или соплеменниками их там распространены были. Сверх того на границе находят сии пришельцы, во первых безопасность от нового поражения, ибо враги их не смеют так далеко преследовать; во вторых, более удобства в кочевании, пользуясь лесом и кустарниками, в тех местах растущими.

Не смотря на сии выгоды, положение их ужасно. Уже не угрожаются они голодною смертию и морозами, уже имеют некоторые удобства во внутреннем быту своем; но где стада их? где прежний избыток и довольство? где гробовые камни отцев и дедов, сии единственные предметы чувствительности грубого сердца? Неумолимая баранта все истребила, все расхитила, даже до последних. Желая восстановить свое благосостояние, они прибегают к средству варварскому и отчаянному - к продаже детей своих, не редко променивая грудного младенца за меру хлебных семян (В управление Оренбургским краем Генерала Ессена не слышно стало о сей бесчеловечной торговле: очевидное следствие благодетельных мер неутомимого Начальника. Г.); или впадают в новые [136] преступления: заводят связи с ближними Ордынцами; крадут у благодетелей своих, пограничных жителей, скотину и все, чтo могут; передают добычу в соседственные улусы и выменивают сначала овец, потом лошадей и верблюдов, наконец разные вещи, им потребные. Таким образом главный корень сих новых злодейств скрывается в собственном бедствии злодеев.

Государь Император, простирая и на них взор благости и милосердия, Указом 1808 года 23 Мая повелел склонять таковых Киргизцев к водворению во внутренних казенных селениях, преимущественно Магометанских; отводить им участки земель и давать денежные пособия на начальное заведение хозяйства, даруя десятилетнюю льготу от всех Государственных податей и повинностей. Десять тысячь рублей тогда же отпущено на сей предмет в распоряжение пограничного начальства. Но сумма сия цела и теперь (В Феврале 1822)! Ангуты не пользуются сим спасительным для них учреждением, предпочитают [138] отверженное свое существование благотворному союзу с общим Государственным составом России и пресмыкаются в моральных и политических бедствиях всякого рода. Так непобедима сила привычки в человеке диком и так дорого ценит он свою свободу!

Герман.

Ливны.

Текст воспроизведен по изданию: О киргизцах // Вестник Европы, Часть 127. № 22. 1822

© текст - Герман Ф. И. 1822
© сетевая версия - Тhietmar. 2009

© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вестник Европы. 1822