Невольники в Хиве.
Киргизы, вторгаясь воровски в Российские пределы, а Трухменцы в Персидские, похищают не малое количество подданных сих Государств, и продают их [244] в неволю Хивинцам, которые, находясь по местному своему положению между Россиею, Персиею и Бухариею, с некоторого времени сделали для себя из сего хищения весьма прибыточную торговлю. Без их посредства сей воровской промысел не имел бы такого успеха и распространения; ибо Киргизы, не имея в Хивинцах всегда готовых и щедрых покупщиков, не старались бы так жадно ловить в плен; поелику они сами мало держут невольников. Бухарцы так же не слишком охотно берут сей товар, а особливо Русских. У Хивинцов и Конратцов пленных Российских можно полагать более 15 тысячь человек. Сие число составляют наиболее захваченные от Киргизов целыми семействами в бывшее в сем краю смятение, из Астраханской Губернии Россияне и поселенцы, которые живут теперь в сих местах домами, будучи лишены всякой свободы.
Персиян пленных, называемых от Хивинцов Кизалбашами, еще гораздо большее количество, нежели Русских. Каждый хозяин столько властен в своем невольнике, что убить его может, не давая в том никакого отчета.
Обыкновенная работ невольников есть: 1) Унавоживать и возделывать землю на [245] пашнях, огородах и садах. Землю пашут на двух быках малым плугом; в городах же копают кирками. 2) Сеять и убирать хлеб; в городах садить овощи, в садах ходить за деревьями; чистить каналы и протоки, спущать из них воду для поливы. 3) Ежедневно молоть муку в ручных жерновах и толочь крупу в ножных ступах. 4) Делать телеги и земледельческие орудия; словом, нести все домашние тягости. Вот упражнение пленных, беспрерывно занимающее их; так что не имеют ни малейшего досужного времени днем, кроме нескольких минут для подкрепления себя пищею и нескольких часов на успокоение сном. Малейшее упущение или остановка заданной работы наказывается жестоко.
Пищу сих страдальцев составляют две пресные из джегуры с пшеничною мукою тоненькие лепешки на день, иногда жидкая кашица, и очень редко кусок худого мяса. Овощи и плоды позволяется им есть те разве, которые начинают портиться. Одежда их одна рубаха из буяку на год, халат на два. Обувь дается редко, и то изношенная. Постель их - солома и тростник. Более всего запрещается невольникам иметь при себе [246] какое бы то ни было орудие; даже ножей иметь им не позволяют.
Три раза в году во время Байрамов дают невольникам свободу на два дни; в сие только время они могут друг с другом видеться. Есть невольники, а особливо из Русских, которые накопивши кое как денег, могли откупиться. Они завелись собственными домами, но свободы полной не имеют. Дается им несколько льготы в работах; но собственность их всегда почитается имением хозяина.
Выкуп и вывоз пленных из Хивы, особенно Русских, всегда делается без ведома тамошнего правительства, производить оный строго запрещающего.
Невольники Русские и Персияне всегда между собою дружны, и натурально первые враги Хивинцам. Трухменцы и Каракалпаки имеют также сих невольников. Сверх того в Хиве и Конрате весьма много есть беглых Российских солдат из Татар.
(Вост. Изв.)
Текст воспроизведен по изданию: Невольники в Хиве // Вестник Европы, Часть 80. № 7. 1815
© текст -
Каченовский М. Т. 1815
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Вестник Европы.
1815