Публикуемая «Записка о карантинных распоряжениях на сибирской линии» позволяет отнести их организацию к 1811 г. Между тем в специальной литературе существует мнение, что пограничные карантинные линии в России впервые были организованы в начале XX в. 1 Из препроводительного документа к записке мы узнаем, что она была составлена не позднее 15 ноября 1818 г. в Министерстве полиции и но просьбе военного министра была ему направлена 22 октября 1821 г. из Медицинского департамента Министерства внутренних дел. Записка представляет интерес не только для истории животноводства, но и для истории всего народного хозяйства России, так как дает конкретные сведения о путях прогона скота и вывоза пушнины.
М. Г. Тарсис
Записка о карантинных распоряжениях на сибирской линии
По донесениям сибирского генерал-губернатора и командующего войсками, на сибирской линии расположенными, о распространившейся на рогатом скоте в Сибири заразительной болезни, министр полиции в апреле 1811 года поручал сибирскому генерал-губернатору рассмотреть, не нужно ли учредить в известных местах карантины на случай мены с азиатцами скотом, сырыми кожами и мягкою рухлядью, и сверх того препроводил к нему для руководства врачей, к прекращению той болезни употребленных, мнение медицинского совета о средствах очищения меновых товаров и прогоняемого скота. Сибирский генерал-губернатор уведомил 10 мая 1812 года, что хотя болезнь сия совершенно уже прекращена, но к предупреждению на будущее время скотского надежа, причинившего в два последних года весьма большое зло, приняты местным начальством следующие меры осторожности:
1. Содействием петропавловской таможни купцы и линейные казаки, производящие мену с киргизцами, взялись построить на свой счет здания, потребные для окуривания по правилам лейб-медика Крейтона скотских кож и прочих вещей, вывозимых от киргизцев на нашу сторону для продажи в крепостях Петропавловской, Омской, Пресногорьковской, Николаевской и редуте Песчаном, в первой — при таможне, а в последних — при тамошних заставах. Здания сии как в Петропавловской таможне, так и в прочих местах выстроены, а с июля месяца 1811 года началось уже очищение в оных.
2. Для выдерживания скота, пригоняемого азиатцами на нашу сторону на продажу, отведено близ пикета, на границе состоящего, открытое место между озерами Бигикульским, Троетюпным, Гусиным и Пестрым, где находится весьма достаточный подножный корм, а дабы один табун с другим не смешивался, то таможня отряжает своего досмотрщика для наблюдения за порядком, и нередко исполняет сие сам директор с штаб-лекарем. По миновании срока выдерживания таможня, приказав пригнать табун к меновому двору, осматривает оный вместе с петропавловским комендантом, городничим и штаб-лекарем, и буде оный окажется здоров, то дозволяет чрез меновой двор пропустить и дает свободу гнать в преднамеренный путь.
3. Для свободного провоза скотских кож Петропавловская таможня снабжает от себя торгующих свидетельствами, в коих означается количество везомых кож, очищение оных по правилам Крейтона, взятие пошлин и заклеймение таможенным штемпелем, если же привозитель не будет иметь такового свидетельства, то прочие таможни и заставы провоз оных запрещают в предупреждение появления заразы потому, что сырые кожи могут быть промышленниками сняты с палого или зараженного скота. Свидетельства сии введены в [256] действие по губерниям Тобольской и Томской, также и по всем сибирским линиям.
Управляющий Министерством полиции, одобрив распоряжения сии, уведомил о том сибирского генерал-губернатора и довел сие до сведения комитета гг. министров.
После того сибирский генерал-губернатор от 26 апреля 1813 г. донес, что и Семипалатинское торговое общество, как сообщил ему генерал Глазенап, по убеждению линейного начальства па возведение карантинного задания пожертвовало уже 605 р. Хотя суммы сей недостаточно, однако устраивается карантин в Семипалатинске в небольшом виде для очищения одних токмо кож и окурки пушного товара. К устроению всех вообще предположенных карантинов в скором времени генерал Глазенап не мог приступить по неимению сумм и нужных для сего людей; за всем он удостоверяет, что тех карантинных заведений, кои без всякого казне отягощения построены по границе Тобольской губернии, и учреждаемого в Семипалатинске до времени будет достаточно; по прочим же местам станут таможенные чиновники осматривать и проветривать провозимые кожи, коих приходит туда в сравнении с Петропавловскою и Семипалатинскою таможнями мало, а от принятых мор и вовсе провоз уничтожится туда, где нет карантинов.
В марте месяце 1814 года министр финансов относился к управляющему Министерством полиции о предположении управляющего таможнями и заставами, по азиатской границе расположенными, действительного статского советника Веригина, чтобы таможни но имели никакого влияния на карантины, устроенные по сибирской линии, для очищения товаров и сырых кож, привозимых из-за границы.
По сему требованию было мнение от сибирского генерал-губернатора, который уведомил, что так как управление линейными в Сибири делами и пограничною там частью в настоящем положении оных состоит па обязанности таможенного военного начальства, а в черте, заведываемой оным, состоят таможни и карантины, посему и считает он удобнейшим передать сии карантины па непосредственную обязанность сего начальства.
Управляющий Министерством полиции, соглашаясь с сим мнением министра финансов 7 апреля 1812 г., отнесся к командующему войсками на сибирской линии генерал-лейтенанту Глазенапу о принятии карантинов в его зависимость с тем, чтобы он прикомандировал из ведомства своего чиновников к сим карантинам па то время, в которое они могут быть нам нужны, наблюдая, однако ж, чтобы при сохранении сих осторожностей но сделано было, стеснения торговле.
Вследствие чего г. Глазенап от 31 мая того же года донес, что в местах, где предположено было иметь карантины, которые на предмет сей ужо выстроены, он приказал к тем зданиям из ближайших крепостей и форпостов командировать из резервных казаков при уряднике надежного поведения нужное число людей, начальников которых, снабдя преподанными от лейб-медика Крейтона и экстраординарного профессора Бунге правилами, приказал руководствоваться непосредственно ими, снабдя карантинных местных начальников веществами, нужным для окуривания, от тех таможен, при которых карантины сии существуют, и поруча заведывание каждого находящимся в тех местах полковым и батальонным лекарям, для вспомоществования же оным он просил тобольского и томского гражданских губернаторов о их содействии медицинскими чиновниками, в гражданском ведомстве состоящими и по близости учрежденных карантинов находящимися. Точность же исполнения карантинных предохранительных мер возложил он на комендантов.
Верно: начальник отделения Гавриил Юлин
ЦГВИА, ф. 1/л., оп. 1, д. 5101, лл. 8-13, — Копия.
Текст воспроизведен по изданию: Первые государственные ветеринарные карантинные линии в России // Исторический архив, № 1. 1957
© текст
- Тарсис М. Г. 1957
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© OCR - Николаева Е.
В. 2011
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Исторический
архив. 1957