ВИДЫ НА ТОРГОВЛЮ С АЗИЕЮ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА.
Письмо князя Г. П. Гагарина к П. Е. Величко.
(Настоящее письмо писано князем Гавриилом Петровичем Гагариным (р. 1745, ум. 1807), бывшим с 30-го августа 1800 по 1802 год министром коммерции, к Павлу Елисеевичу Величко, занимавшему в то время должность директора оренбургской таможни (ум. в 1821 году в звании начальника оренбургского пограничного таможенного округа). — Письмо печатается по копии, сохранившейся в бумагах академика А. Ф. Бычкова)
13-го февраля 1804 года. С. Богословское.
Милостивый государь мой Павел Елисеевичь.
Письмо ваше от 19-го генваря, с приложением описания Хивы и проч., я сего течения 4-го числа получил. Благодарю вас покорнейше за оное, ибо мне весьма приятно видеть опыты вашего ко мне благорасположения, служащего действительным возмездием за искреннее уважение, которое к достоинствам вашим имею, и которые, по истине скажу, заставляли меня желать иметь вас помощником в доставлении оренбургской торговле всех тех выгод, которые я, для блага отечества, в виду имел и о которых я с вами говаривал.
Теперь не обинуясь скажу вам мою мысль насчет сообщенных ко мне бумаг: топографическое описание ваше внимания достойно и ныне и на предбудущие времена; но мщение Хиве, в теперешних политических обстоятельствах, едва-ли возможно. Зажжем мы пожар на Востоке, но опасаться надобно, чтоб не воспользовались им на Западе — в такую эпоху времени, где весь политический состав не только Европы, но и других частей света, угрожается сильным потрясением. Кажется, есть средства миролюбивые, которые я [632] и употребить хотел; но они, не знаю почему, разрушены, так, как и многие другие предприятия, между которыми одно наименую: население китайской границы.
Сие предприятие, смею сказать, безошибочно было хорошо, но не знаю, для чего и почему испровергнуто, и люди и деньги потеряны. У нас многое для того только испровергается, что для чего не я, а другой это выдумал. Жалкая это истина, но она, к несчастию, существует.
Азиатская торговля для нас весьма важна; в десять лет прилежной над нею работы, с потребным, но не весьма важным иждивением, может она для нас быть несколько раз важнее европейской. Но для сего потребна твердая система, а где людей меняют так, как туфли, там ничего доброго не выдет, ибо всякой преемник не может в точности войтить в мысли своего предшественника. Из этого и выходить, что Россия всегда остается и оставаться будет при благих начинаниях.
Еще должен я вам сделать мне замечание о Мангишлаке. Сие место ни к какому важному назначению неудобно. Я некогда имел намерение сделать тут укрепленную торговую контору для большего сближения с Азиею, — под прикрытием двух или трех батальонов и небольшой эскадры, но принужден был это предприятие оставить; ибо, по взятым справкам, оказалось, что для такого числа людей в сладкой воде великой будет недостаток.
Верьте, что с истинным почтением навсегда пребуду вам, милостивому государю моему, покорнейшим слугою князь Гавриил Гагарин.
К письму присоединены, в копии же, следующие два примечания, сделанные сыном П. Е. Величко, Александром Павловнчем (занимавшим в 1827–1837 гг. должность управляющего делами Сибирского Комитета):
1) По предположению о населении Сибири.
Предположение о населенин Сибирского края, прилегающего к границам китайским, о котором князь Гагарин упоминает в своим письме, состояло в следуюицем и имело следующие последствия:
По его докладу, состоялся 17-го октября 1799 года (Полн. Собр. Зак., № 19.157) указ, заключающий в себе несколько пунктов. В 1, 2 и 3 пунктах говорится о населении Сибирского края, прилегающего к границам китайским, отставными солдатами, преступниками и прочими; в пункте же 4 говорится о дозволении помещикам отдавать на поселение в Сибири крестьян, не старее 45 лет, с семействами, и с зачетом в рекруты. [633]
Вследствие этого дозволения вскоре начали поступать в Сибирь помещичьи крестьяне — тысячами, и как ни о продовольствии их, ни о размещении или водворении не было сделано предварительно никаких распоряжений, — то эти люди, столпясь в Тобольской губернии, скитались по дорогам без всякого пристанища, умирали сотнями от холода и голода; жены родили в оврагах или под возами, так что высшее правительство, по дошедшему о том сведению, — нашлось в необходимости, немедленно отменив эту меру заселения Сибирского края, прилегающего к границам китайским, командировать в Сибирь действительного статского советника Лаббу, которым и были возникшие беспорядки в свое время, по возможности, устранены.
2) О Мангишлаке.
Дабы иметь опорный пункт на северо-восточном берегу Каспийского моря и для защиты наших эмбенских промышленников от нападения туркменских морских разбойников, в 1833 г. было возведено титулярным советником Карелиным, у Мертвого Калтука, при начале залива Кайдан или Кара-су, Ново-Александровское укрепление, но как вноследствии оказалось, что качество воды, имеющейся в окрестностях, вредно для организма, что самое укрепление расположено на неудобном месте и что достигнуть до него с моря (Аральского) можно только при благоприятствующих нескольких ветрах, то в 1839, 1840 и 1844 годах были посылаемы на Мангишлакский полуостров офицеры генерального штаба, морские и другие чиновники для подробнейшего обозрения и описания местности и для выбора пункта, на котором можно бы возвести укрепление вместо Ново-Александровского. По тщательном обозрении мест, оказалось, что выгоднейший и удобнейший для того пункт — есть Курган-Таш при Тюк-Караганском заливе. Этот пункт находится при главном торговом сообщении Хивы с Астраханью, на расстоянии 300 верст от последней и 250 верст от Гурьева Городка. Вода хорошего качества и добывается из колодцев. Около берегов Мангишлакского полуострова производится ловля рыбы и бой тюленей. Неудобства местности укрепления (построенного под названием Ново-Петровского) заключаются в затруднительном и едва-ли возможном возделывании тамошней почвы, каменистой и солонцеватой, в недостатке пастбищных мест и топлива.
Сообщил И. А. Бычков.
Текст воспроизведен по изданию: Виды на торговлю с Азиею в начале XIX века // Русская старина, № 3. 1904
© текст -
Бычков И. А. 1904
© сетевая версия - Тhietmar. 2015
© OCR -
Андреев-Попович И. 2015
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Русская
старина. 1904