Известие о рудниках в Киргизской степи.

В 1812 году Киргизцы, кочующие в Средней Орде, ограбили купеческой караван, шедший из Бухарии и Хивы в Троицке. По сему случаю Оренбургский военный Губернатор, Генерал от Кавалерии Князь Григорий Семенович Волконский, 1813 года послал в орду Троицкого [228] Коменданта, Подполковника Феофилатьева, и тогдашнего Директора Троицкой таможни, Надворного Советника Чекалова. Сии чиновники, в бытность их там, заметили у Киргизцев изобилие свинцовых пуль; зная, что на границе строго запрещено продавать им свинец, они потребовали объяснений, и получили в ответ, что в степи на реке Кара-Тургае, в расстоянии 500 верст от Троицка, находится величественная, подобная верблюду гора, называемая Кургашь-Тау (т. е. свинцовая гора), из которой в хорошую погоду самородный свинец тает и течет, как источник; что сию гору случайно открыл некоторый пастух, пригонявший к Кара-Тургаю поручаемые ему стала; и что с того времени Киргизцы собирают оный самородный свинец, приготовляют из него пуля, оправу на кинжалы и многие другие вещи.

Сей рассказ являет всю характеристику Киргизских повествований, в которых всегда примешиваются самые странные нелепости к истинам.

Подполковник Феофилатьев и Надворный Советник Чекалов хотя не могли верить течению свинца, однакож изобилие у Киргизцев сего металла и название, приданное Кара - Тургайской горе, были на стороне сообщенных им сведений; и так они убедились донести о том Князю Григорию Семеновичу. Князь поручил им подробнее разведать о сих открытиях и, если можно, достать образцы мнимого самородного свинца в том виде, как он в горе находится.

Подполковник Феофилатьев и Надворный Советник Чекалов склонили Киргизского старшину Алтая исполнить [229] поручение Его Сиятельства. В Марте 1814 года Алтай возвратился, и хотя, по уверению его, был на дороге ограблен, однакож действительно привез несколько кусков, тяжелых, блестящих и на обыкновенной свинец не похожих. В сие время находился в окрестностях Троицка горный Чиновник, имевший поручение отыскивать в Оренбургской губернии руды. Троицкой Коммендант прислал к нему часть привезенных Алтаем образцев и просил сделать над ними нужное испытание. Оказалось, что мнимый самородной свинец есть обыкновенной свинцовой блеск, содержащий 54 части от 100 чистого свинца и признак серебра.

Князь Григорий Семенович довел сие открытие до сведения ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА; а между тем по случившейся надобности опять отправит в орду експедицию, послал тех же Чиновников, и прикомандировав к ним Инженер-Штабс-Капитана Генса, поручил открыть и описать дорогу к так называемой Свинцовой горе. В сию експедицию Министр финансов, действительный Тайный Советник Дмитрий Александрович Гурьев, командировал и горного Чиновника; но сей последний получил предписание Его Высокопревосходительства после выступления експедиции в поход, почему и не мог при оной находиться.

В Июле того же года експедиция возвратилась и вывезла более 100 пудов свинцовой руды, которой по повторенным опытам оказалось содержание 60 частей от 100 чистого свинца и в пуде свинца от 1 1/2 до 2 1/2 золотников серебра с признаком золота. По определениям Г. Генса, сия богатая руда [230] заключается в горе вышиною 42, длиною 300 сажен, лежащей под 50° северной широты и 43° 45' восточной долготы от Ферро, в расстоянии 689 1/2 верст от Троицка. По объяснениям о положении руд надлежало полагать, что или заключаются он пространным пластом в так называемой наносной горе, или образовали целую гору подобно железным и магнитным рудам. Первого заключения имеются примеры в Англии, где свинцовый блеск лежит на пластах каменного угля; а последнее хотя не имеет примера в известных доныне горах, но оное по всему казалось вероятнейшим.

На возвратном пути експедиция но получила известия от присоединившихся со старшиною Язы Киргизцев, что близ Свинцовой горы, в расстоянии 100 или 150 верст, протекает река Ишим; что в берегах сей реки растет в изобилии строевой лес; что в окрестностях есть гора Мыс-Тау (т. е. медная гора); а в других местах Киргизской степи известны квасцы, олово и даже самородное серебро; и что к Свинцовой горе можно открыть кратчайший путь от наших границ из крепостей Звериноголовской или Уст-Уйской.

В следствие сих известий, Князь Григорий Семенович предположил, и ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР Высочайше повелеть соизволил, отправить в Киргизскую степ горную експедицию.

Оренбург. Ф. Г.

Текст воспроизведен по изданию: Известие о рудниках в Киргизской степи // Вестник Европы, Часть 87. № 11. 1816

© текст - Каченовский М. Т. 1816
© сетевая версия - Тhietmar. 2009

© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вестник Европы. 1816