Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Приложение к статье о полоцкой конторе.

В 1857 г. археографическая коммисия издала грамоты, касающияся до сношений северо-западной России с Ригою и ганзейскими городами в ХII-го, ХШ-го и XIV-го века, найденные в рижском архиве известным изследователем ливонской истории Карлом Эдуардом Напьерским (род. в Риге 21 мая 1793 г., изучал богословие в Дерпте с 1810 по 1812 г., с 1815 г. пастор в Ней-Пебальге, с 1829 г. директор губернской гимназии в Риги, с 1851 член рижского цензурного комитета, умер 2 сентября 1864 года).

Из этого собрания грамот составитель “Сборника" признает неизлишним представить документы, относящиеся до полоцкой немецкой конторы и торговли Полоцка с Ригою, при чем для удобства в чтения он изменил старинное правописание грамот на нынешнее, не изменяя, впрочем, в них ни одного слова.

I

Грамота литовского князя Герденя о заключении им, в качестве князя полоцкого и витебского, мирного договора с ливонским магистром; обе стороны отказались от известных областей и установили разные торговые отношения. В Риге, 22 декабря 1264 г.

Князь Гердень (верховный властитель Полоцка и Витебска по смерти Миндовга, последовавшей осенью 1263 г.) кланяется всем тем кто видел сию грамоту. Те люди, что ныне живы суть, а [77] тем, кто на после придут, тем ведомо буди, как мир есмы сотворили промежи местеря (надобно разуметь магистра Конрада фон Мендерна, с 1263 на 1264 г. до 1267 г.) и с ратманы рижскими и с полочаны и Видьбляны. Так как грамота написана, так им над всею землею отступити, что есть Летыгольская земля, как не вступатися на тую землю, что князь Константин (Давыдович, брат Мстислава?) дал местерю с своею братьею, с своею грамотою и с печатью, како боле того на ту землю не поискивати. Верху того про ту пакость, что ся в розмирьи створило, как им от обою сторону отступили, что Русская земля слывет Полоцкая; от той земли местерю и братьи его отступити бо всею правдою. Верху того немецкому гостю в полоцкую вольно ехати и торговати, також полочаном и видиблянину вольно гостити в Ригу и на готский берег. А где будет кто кому виноват, в том городе правити, где тот человек живет, инде суд ему не искати; в которой волости человек извинится, ту ему правда дати, или вина его. А старому миру стояти князя Герденя, князь тыих, и кто по нем будет что поклепани на резке и что слывет Летыгольская земля, от того ее отступили со своею правдою; местерь такоже братья его отступили, что слывет полоцкая земля со всею правдою. Сию грамоту тогда написана в Риге, коли Бог был 1000 лет и 200 и 60 лет и 4 лета по Рождестве Божии дни за три дня".

II

Грамота полоцкого князя Изяслава ливонскому магистру и рижанам о свободной торговле и продолжении мирных сношений (около 1265 года).

“Слово Изяслава, князя полоцкого, к епископу и к местерю и ко всем вельневицем и ратманам и всем горожанам. Полотеск, Видьбеск одно есть, а волы есмы Божии, и в Мойшелгове (князь Войшелг Миндовгович), а Изяслав со мною одно. На сем ко мне целовати крест в правду, любовь имети и мир: как было при первых князьях полоцких, полочаном, видьбляном вольно торговати в Риге на Готском берегу и в Любце, а рубежи не деяти. А кому с кем тяжа, суд дати без перевода, а суженого не посуживати, а где кому годно, ту тяжется, поручники и должники и холопы выдати. А что ся в рать деяло и в рубежах, [78] про то вам не мщати, ни нам вам мещати. Чего ся есма отступили в Ризе, к тому вам не приискивати ни людей, ни земли, ни воды, ни борти. На сем же целуйте ко мне крест по любви в правду, без всякого извета.

III

Грамота рижского архиепископа (Иоанна II-го) к великому князю Феодору Ростиславичу смоленскому, в которой он обвиняет жителей Витебска в несправедливой жалобе на рижан (1281-1297 г.).

Благословение от митрополита рижского к своему милому сынови, князю великому Феодору, и к его детям, и к владыки, и к наместнику и ко всем боярам. То буди тебе ведомо про ту жалобу, что витьбляне жаловались на рижаны, чем то хотели оправитися противу Гелмина (купец из Мюнстера), и их слово таково. Хотели ся тем словом оправити и рекли так пред князем Брянским: выехали 50 муж из Риги и убили человека, и взяли 10 берковцев воску. И ныне я, митрополит, тако молвлю, как то витибляне неправдою жалобилися на рижаны, и ныне то есть мне ведомо, аже рижане суть в том невиновати:, и ныне я тому дивился, аже твой наместник слушает всякого человека слова. А та правда есть промежи вас и нас где ся тяжа почнет, ту кончати. И ныне я молюся вам, как то можете стояти в той правде и в крестном целовании. Аже иметь жалобитися вас кто на рижаны, или Гелмина, или кто иный, и вышлите к нам, а мы правду дамы по Божьей правде.

IV

Правая грамота смоленского великого князя Феодора Ростиславича по судному делу о немецком колоколе (1284 г.).

Се яз, князь смоленский Федор, судил есмь Биреля с Армановичем про колокол, про немецкий. Вирель прав, а Арманович виноват. Выдал есмь Армановича и с двором немцам за колокол. А ту были на суде со мною бояре мои: Григорий, наместник Данило, Артемий, Микула Дядкович, Лука окольничий, Путята Дядкович, а от немец были на суде искали колокола: Ян, Альбрет из Брюсжвика, Генци, Яган Варендорир. Мойсей, княжь печатник Федоров, печатал. Сия же грамата писана быть ищло было от Рождества Господня до сего лета 1000 лет и 200 лет и 80 лет и 3 лета, и на лето четвертое лето писана. А Федорко писец княж писал.

V

Торговый договор между Полоцком и Ригою о весе товаров, о плате за вес и относительно товаров, подлежащих браку (около 1330 г.)

Тако хочем мы горожане с мештерем: переже, как весити воск на скалвах, и вам чинити також, не тяжелей нашего полу пуд а тот товар, который весити на скалвах, а язык пускати на товар, а коли товар на стану станет, отступи прочь, а рукою не приймай:, а весцеви (весильщику) крест целовати, как ему право весити, какий товар будет. А немцам дати весчаго от берковска заушая от воску, от меди, от олови; а соль весити в пудный ремень, от берковца взяти ему долгая, от рубля дати ему долгая. А в Риге русскому купцови от веса дати ему от берковца пол овря, от воску, от меди, от олова, от хмелю; а соль весити пудным ременем, от берковца дати ему от веса любекский и от гривны серебра любекской. А весить чистый воск без подсады, без смолы, без сала, как верх, так испод. Аже привезет нечистый товар, и нелюб будет, поехати ему назад со своим товаром, и свой князь тамо казнить его. Аже найдут у немец. нечистый товар в русской земли: пойти ему назад с товаром в Ригу, там его свой князь судит. [79]

VI

Грамота смоленского князя Александра Глебовича к рижанам о подтверждении прежних дружественных сношений Смоленска с Ригою (около 1300 г.)

Поклон от князя смоленского, от Александра, от Глебовича к ратманам к рижским и ко всем горожанам. Како есте были в любви с отцом моих Глебом, и с моем стрыем Федором, так будьте и со мною в любви; а яз той же любви хочу с вами. Гостей ко мне пущайте, и путь им чист, а мои мужи к вам едут, и путь им чист.

Текст воспроизведен по изданию: Немецкая контора в Полоцке // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том II. Отделение I. Материалы и статьи по древней истории Прибалтийского края, III. Рига. 1879

© текст - Гильдебранд Г. 1879
© сетевая версия - Тhietmar. 2008
© OCR - Сынах Д. А. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. 1879