№ 6. Ордер графа П. А. Румянцова — генерал-поручику князю Прозоровскому.
З-го мая 1775 г. № 147.
На дороге, будучи в свои границы, получил я ваши рапорты от 25-го и 27-го апреля. Co стороны безпокойств, причиняемых своевольными запорожцами, я вам сообщаю копию моего ордера в Сечь теперь посланного (Печатается с чернового отпуска и потому копий при деле нет), по поводу от них мне принесенных жалоб и в тех самых случаях, которые содержат в себе приложения, обретаемые в ваших рапортах с тою только разностию, что там запорожцы считают себя утесняемыми, а тут говорится об обидах от них приключенных.
Я видя из одного рапорта, что запорожцы в объяснения входят своих прав больше, нежели прилично, как сами вы то найдете в копии, которая тут сообщается, сделал по сему представление ко двору. А доколе воспоследует резолюция на то вашему сиятельству рекомендую, если их, запорожцев, сумасбродство в присвоении земель, заселенных жителями Новороссийской губернии и по партикулярным с смежными владельцами распрям, вместо (того), чтобы ожидать высочайшого [28] решения от ее императорского величества на свои представления (на которые непрестанно они ссылаются) и не чиня искательств как должно в суде, коему подчинены те места и жители, произойдет до той крайности, что учнут они явно общую тишину нарушать и поступят на дела, доказывающия разврат и умысел в нарушении долга подданства — в таком случае, я уповаю, что не отныне по продолжающемуся часто на поселения Новороссийской губернии насилию преподаны от стороны тамошней команды меры; а инако по точности законов генерально от них отлучившихся поступить, употребя однако все меры убедительные к признанию не чувствуемых может быть ими нарушении, а чтоб и в сторону запорожцев никакого озлобления не чинено, подтвердите вы о том командам о непременном воздержании.
Хотя нельзя вовсе неверным почитать известие об избрании в ханы крымского Девлет-Гирея, однакожь еще надобно дожидаться пополнительных к тому уведомлений и в каком он себя расположении против нас окажет. Ежели он столько смыслен как славится, то он, конечно, удержит свою независимость, как и вы то думаете, a сие делая, должен он тогда ж больше преклонным быть нашей стороне, от коей сие благо для татар произошло, нежели Порте до самой крайности противившейся такому постановлению, которое натурально и теперь ее тяготит.
Впрочем ваше сиятельство имеете мои предписания на случай, нужный вложить татарам должное уважение к нашим близким воинским силам и от вашего благоусмотрения зависит расположение войск к тому, взирая на предбудущие случаи, если бы против пользы нашей последовали каковые действия нового хана ... (далее разобрать невозможно).