Город Сухум. Тысяча девятьсот четырнадцатого года января 20 дня, мы нижеподписавшиеся, с одной стороны Дмитрий Иванович Ридель, в силу доверенности, данной мне его сиятельством князем Георгием Дмитриевичем Шервашидзе и явленной у С.-Петербургского нотариуса Г. Ф. Барабанова 12 августа 1910 года по реестру № 7528, а с другой арендатор крестьянин Кутаисской губернии Зугдидского уезда сел. Зана, Давид Степанович Гвинджилия заключили настоящий договор в следующем;
1. Из нас я, доверенный князя Шервашидзе, отдаю в арендное содержание в кодорском имении моего доверителя, находящемся в Сухумском округе в местности Варна, а арендатор Гвинджилия принимает на себя участок земли, мерою в две десятины 2000 квадр. саж. или сколько в натуре окажется сроком на три года, считая с первого января тысяча девятьсот четырнадцатого года по тридцать первое декабря тысяча девятьсот шестнадцатого г.
2. Я, арендатор Давид Гвинджилия, принимая означенный участок, обязываюсь обрабатывать его целиком, производя на нем посевы кукурузы и других злаков с платою князю Шервашидзе ежегодной аренды натурою в размере одной четвертой части всего урожая; кукурузы, чалы, сена, винограда, орехов, лобии, гоми и разных фрукт и шелковичных коконов в следующем порядке: весь собранный с поля урожай делится мною на четыре равные части, а доверенный князя Шервашидзе выбирает из них любую часть по своему усмотрению. Означенную четвертую часть всех произведений земли, поступающую в пользу владельца имения я, арендатор Гвинджилия обязываюсь немедленно, по первому требованию доверенного князя Шервашидзе, доставить ежегодно своими средствами к находящимся в имении амбарам и подвалам князя Шервашидзе и там складывать ее согласно указаниям его доверенного.
3. Я, арендатор Гвинджилия, обязываюсь производить вместе с другими арендаторами: 1) Посев кукурузы к 15 мая, 2) Уборка... полей к концу октября месяца и 3) Очистку и раздел урожая к сдаче владельцу имения его части приготовить к 15 ноября.
В случае, если в течение арендного срока на какое-нибудь время, какая-либо часть арендуемой мною земли будет оставлена мною без обработки и пользования, то за таковую часть и за таковое время я обязываюсь платить князю Шервашидзе аренду наличными деньгами считая по двадцать пять рублей в год за каждую десятину или по 25 2-х пудовых корзин кукурузы.
Если в течение арендного срока окажется надобность в разведении табака, или открытии торгово-промышленных заведений, то я должен войти в особые по этим предметам соглашения с доверенным князя Шервашидзе.
4. Я, арендатор, Гвинджилия, обязываюсь очищать арендуемый участок от кустарников, пней и карчей, а также содержать в сохранности и исправности находящиеся на нем виноградники и фруктовые деревья, подчищать и вообще обрабатывать их надлежащими способами, для чего доверенный князя Шервашидзе [162] предоставляет мне право умножать насаждения как виноградников, так и фруктовых деревьев. После моего, арендатора Гвинджилия, ухода с имения раньше срока сего договора, означенные постройки, виноградники и фруктовые деревья поступают в пользу кн. Шервашидзе без всякого вознаграждения.
5. Для разного рода жилых и хозяйственных построек я, доверенный князя Шервашидзе, предоставляю право арендатору Гвинджилия в пределах арендуемого им участка пользоваться бесплатно одной четвертью десятины земли (600 кв. с.) с тем, чтобы он на свободной от построек части усадебной земли разводил виноградники и фруктовый сад. В случае же ухода его, арендатора Гвинджилия, раньше или после окончания арендного срока, постройки, виноградники и фруктовый сад переходят в собственность князя Шервашидзе без вознаграждения. Усадебный участок отводится в пределах арендуемой земли и постройки на нем распределяются согласно общего плана по указаниям доверенного князя Шервашидзе. За излишнюю площадь усадебного участка арендатор Гвинджилия уплачивает аренду по расчету 25 руб. за десятину в год.
6. Я, доверенный кн. Г. Д. Шервашидзе, предоставляю арендатору на все время арендного срока право держать и пасти домашний и рабочий скот на арендуемом участке, свободном от посева не более десяти голов. Если же у арендатора окажется большее количество скота, чем обозначено в этом пункте, то контора имения взыскивает с арендатора за каждую лишнюю голову по два руб. 40 к. в год. Держать и разводить свиней в имении, в виду приносимого ими вреда, строго воспрещается. Администрации имения кн. Г. Д. Шервашидзе предоставляется право, в случае обнаружения у меня, арендатора Гвинджилия, свиней, таковых убивать, без всякого в мою пользу вознаграждения.
7. Если я, арендатор Гвинджилия, по окончании арендного срока не пожелаю заключить нового договора на условиях, которые будут мне тогда предложены, то обязан возведенные мною постройки, виноградник и фруктовые деревья на арендуемой мною земле оставить в собственность кн. Г. Д. Шервашидзе без вознаграждения.
8. Я, арендатор Гвинджилия, обязываюсь содержать в сохранности и исправности все находящиеся в имении мосты, дороги, канавы предназначенные для общего с другими арендаторами пользования, а равно и ремонтировать таковые как в пределах арендуемого мною участка, так и вне их наравне с другими арендаторами, для чего доверенный князя Шервашидзе отпускает бесплатно необходимый лесной материал в потребном количестве.
9. Охота всякого рода, а равно и рыбная ловля в пределах имения арендатору Гвинджилию не дозволяется.
10. Я, арендатор Гвинджилия, не вправе передать арендуемый участок другому лицу без особого на то письменного согласия доверенного князя Шервашидзе.
11. Как жилые, так и хозяйственные постройки на усадебном участке я, арендатор Гвинджилия, должен содержать в чистоте и вообще исполнять все надлежащие требованиям в санитарном отношении.
12. При исправном выполнении сего договора по окончании срока его действия, арендатор Гвиндижня в случае его желания возобновись его на новый срок, пользуется при всех равных условиях преимуществом перёд другими, новыми арендаторами.
13. В случае если я, арендатор Гвинджилия, уличен буду в воровстве или в соучастии в нем, или в принятии к себе лиц подозрительных — и вообще в каком нибудь преступном деянии, то доверенный князя Шервашидзе имеет право договор сей уничтожить, меня удалить во всякое время из имения и отобрать усадебную и арендуемую мною землю с постройками, посевами и другими произведенными на них работами без всякого со стороны владельца имения вознаграждения. Точно также доверенный князя Шервашидзе имеет право уничтожить сей договор и удалить меня из имения без вознаграждения, если я нарушу или не буду в точности исполнять обязательств, изложенных в настоящем договоре.
14. Уплата гербового сбора по заключению сего договора относится на счет арендатора Гвинджилия.
15. Договор сей обеим сторонам хранить свято и ненарушимо, подлинник иметь доверенному князя Шервашидзе, а копию арендатору Гвинджилию. По доверенности князя Г. Д. Шервашидзе дворянин Дмитрий Иванович Ридель. Давид Гвинджилия.
Я, нижеподписавшийся удостоверяю, что представленный к подписи сделан собственноручно, в присутствии Николая Александровича Затворницкаго, Сухумского [163] нотариуса в конторе моей, находящейся в городе Сухуме, на Романовской улице, в доме Сухумскаго О-ва Взаимного кредита поверенным князя Георгия Дмитриевича Шервашидзе — дворянином Дмитрием Ивановичем Ридель, живущим в гор. Сухуме, лично мне известным, действующим по доверенности, упомянутой в сем договоре представленной при сем в подлиннике, и крестьянином Кутаисской губернии Зугдидского уезда, сел. Зана Давидом Степановым Гвинджилия, живущим в сел. Бабушера, Сухумского округа, лично мне неизвестным, о самоличности своей представившим свидетельство от 17 сего января Бабушерского сельского старшины 1914 года, 20 января. По реестру № 438. Нотариус Н. Затворницкий (м. п.). Я, нижеподписавшийся удостоверяю верность этой копии с подлинником, представленным мне, Николаю Александровичу Затворницкому, Сухумскому нотариусу в конторе моей, находящейся в городе Сухуме, на Романовской улице в доме Сухумского О-ва Взаимного кредита крестьянином Кутаисской губернии Зугдидского уезда сел. Зана Давидом Степановым Гвинджилия, живущим в сел. Бабушера Сухумского округа. При сличении мною этой копии с подлинником в последнем подчисток, приписок, зачеркнутых слов и никаких особенностей не было кроме оговоренного. Подлинник оплачен гербовым сбором в один рубль 25 коп. 1914 года 20 января по реестру № 439.
Гербовая печать Нотариус Н. Затворницкий