ПАВЕЛ I

По словам русского исследователя Н. И. Шаврова «колонизаторская деятельность» царской России началась с водворения в Закавказье «инородцев», в числе которых автор называет и армян, переселяемых из Персии и Турции. Исторически известно, что еще Петр I «вызывал армян, как полезных сограждан к водворению в Россию и удостоверял их в покровительстве и ограждении как единоверцев» (Глинка С. Описание переселения армян аддербайджанских в пределы России. — М., 1831, с. 16-17), Политика Петра была продолжена и его преемниками, которые заселяли армянами приграничные с Турцией и Персией части империи, населенные, в основном, мусульманским по вероисповеданию населением. Именно с того времени началось переселение армян в пределы Российской империи, продолжавшееся с попеременным наплывом долгие десятилетия. Этому способствовали и русско-турецкие и русско-персидские войны, каждая из которых «одаривала» Россию «целым потоком малоазиатских новоселов» (Шавров). Царские власти великодушно отводили им .«лучшие земли казны» и давали «различные льготы».

Ниже публикуем текст грамоты империтора Павла I «на права, преимущества и вольности армян Дербентских и Максурских», жалованной 28 октября 1799 года.


КОПИЯ

БОЖИЕЮ ПОСПЕШЕНСТВУЮЩЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖАВЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ

Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Царь [151] Херсониса-Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский и Подольский, Князь Естляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогицкий, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных: Государь и Великий Князь Нова-города Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витенский, Мстиславский и всея Северные страны Повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и обладатель; наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормариские, Дитмарсенский и Ольденбургский, Государь Еворский и Великий Магистр Державного ордена Святого Иоанна Иерусалимского и прочая, и прочая, и прочая.

Вернейшим Нам Христианского Армянского закона общества Дербентскому и Маскурскому, всякого звания вообще и каждому особо Наше Императорское Милостивое слово.

Снисходя на просьбы от Армян Дербентских и Маскурских (Так в тексте). Нам представленныя, и всех под державою покровительства Нашего во Всероссийской Империи обитающих Армянских обществ, со времен их поселения (Имеется в виду водворение турецких и персидских армян на территории российской империи) отличавшихся отменным трудолюбием, тщательным домостроительством, благонравием и примерным своим поевдением и потому желая новыми доводами Нашего к ним внимания, утвердить общества сии на прочном основании, Всемилостивейше благоволили Мы сею Императорскую Нашею жалованною Грамотою, по различию нужд их не токмо утвердить все прежние права и преимущества их, и каковыми они на равне с Нашими верноподданными от Нас и предков Наших издревле наслаждаются, но и для возбуждения в них вящей ревности к трудолюбию и продолжению начатых ими полезных заведений, и для внушения охоты к подражанию и в прочих иностранных поселенцах, даровать сим Армянским обществам разные выгоды и преимущества благо их устрояющия, в нижеследующих пунктах изъясненныя.

Первое. Вышедшим ё последнюю Персидскую войну из Дербента Армянам вместо пяти тысяч неудобной земли в пятнадцати тысяч десятин им отведенной, Всемилостивейше повелеваем такое же число из ближайших казенных дач к их селению лежащие на каждого поселянина по тридцати десятин на душу, с рыбными ловлями и со всякими угодьями жалуя оныя вечно в пользу и выгоды всего общества, без всяких в казну Нашу податей; а в случае, недостатка назначаемого при. том их селении количества земли избрав им Армянам в других удобных и свободных местах, удовлетворить их в отводе на сем же основании.

Второе. По рассмотрению Нами Адмиралтейства коллегий и по сношению с Астраханским Губернатором Всемилостивейше повелеваем на обстройку их отпустить необходимо нужное количество лесу.

Третья. Тем из них, кои по способности к ремеслам, и торговле пожелают водовриться в городе, Всемилостивейше. дозволяем [152] основать оный на месте, где были Старые Мажары и наименовать городом Святого Креста.

Четвертое. Подтверждая указами Нашими в 4-й день Генваря и 15-й апрель сего 1799 (В тексте ошибочно напечатан 1790-й год) года; на свободное отправление Армянам в Империи Нашей исповедания христианской их веры, права предками Нашими установленные, Всемилостивейше дозволяем в селениях их строить монастыри, церкви, колокольни и другие церковные здания, с отправлением в оных по законам их всех церковных служб и духовных Чиноположении, завися по делам духовным единственно от власти Армянского Патриарха Луки, пребывающего в Армянском Патриаршем Араратском престольном монастыре Эчмиацине и Наместника его находящегося в Империи Архиепископа Иосифа, Грамотою Нашей в 26-й день февраля 1793 года в качестве сем подтвержденного, и которого пастве предложат да будет все Армянские общества в России состояния, и духовенству их принимать от Архиепископа, каждому на сане свой рукоположение. Поелику же с умножением желающих переселиться в Империю Нашу Арумянских обществ, умножить должно и церквей, того ради за благо признали Мы для смотрения за благочинием церковным, суждения духовных и мирских лиц по делам духовным утвердить находящуюся в Астрахане Армянскую Духовную Консисторию, с штатом в оной одного председательствующего Архимандрита, трех присутствующих членов из Протоиереев, двух секретарей, одного по части Армянской для разумеющих Армянский язык и другого по части Российской, для тех из Армян, кои более сведущи в язык Российском и четырех канцелярских служителей для письменных дел. В управлении Констистории сей быть церквам, приходам и мирским людям, пребывающим в Санктпетербурге, Москве, Астрахане, Кизляре—Моздоке, крепости Георгиевской и Можарахе или Городе Святого Креста, Нахичеване, во всей Крымской области. Григориополе и всеме находящимся в губерниях от ... (Пропуски вызваны дефектами в тексте) к России присоединенных, в каждом же из сих городов быть ... правлению, назначаемому от него же Архиепископа и сия Консистория все церкви и приходы Армянские в России да будут по правилам их ... в непосредственном управлении пребывающего в России упоминаемого Архиепископа Иосифа и его Наместника под зависимостью как вышеупомянутого Араратского Патриарха.

Пятое. По заселении обществом ново ... из Дербента Армян, Города Святого Креста и по отводе на выгоне городу сему Армянам удобной двенадцати тысяч десятин земли се водами и лесом. Всемилостивейше повелеваем учредить в оном собственный Армянский ... под именем магистрата, которому и да будут подсудимы и зависимы все те Дербентские и Макскурские (Так в тексте) Армяне, кои пожелают поселиться на Можарах, равно и кои ныне на отевденной им земле выше Кизляра селения заводят по правам Города Святого Креста. Дела тому суду рассматривать и решать тяжебные и исконные на Армянском языке по прежним народа сего правам и обыкновению, выбираемыми из общества членами се потребными числом секретарей и канцелярских служителей, коим всем и пользоваться чинами по штату той губернии, где которое общество находится. Суду сему или Магистру быть под апелляциею Губернского Правления и [153] Управляющего Губерниею, жалуя при том каждому таковому суду или Магистру, как и упомянутой Констистории по изобретенному от правительства образцу пеачти.

Шестое. По разделении на классы всех сих Государственных жителей общества Армянских всемилостивейше увольняем их от Государственных податей и служб, какого бы звания они не были от состояния Указа Нашего на 15-й день апреля сего 1799 года о разных выгодах Армянским обществам, Нами дарованных изданного впредь на десять лет; а по прошествии оного времени, имеют платить в казну Нашу ежегодно купечество с капитала по одному проценту с рубля, мещанство и цеховые с двора по два рубля, а уездные поселяне и именно земледельцы коим полагается для каждого по тридцати десятин, вносить с каждой десятины в год по пяти копеек от ныне на всегда. Имущественных из них на отведенных им землях дозволяем строить дома, лавки, амбары, фабрики и все что сами пожелают из собственного своего иждивения, пользуясь все общей и навсегда от всяких постоев свободою, кроме тех случаев когда воинские команды мимо селений Армянских проходить должны, от отдачи же на войско рекруть и окладочных на них денег Всемилостивейше освобождаем общества сии вечно, разве кто из Армян оных сам в службу Нашу пожелает.

Седьмое. По вступлении каждого армянина в избираемый ими род Государственных жителей, Всемилостивейше дозволяем таковым пользоваться вечно и потомственно всем тем, чем по общим Нашим узаконении в Империи Нашей верноподанные Государственные жители пользуются, как-то свободною торговлею на сухом пути и на море внутрь и ... Нашей без взятии с них .... торговым промыслам, внутренней пошлины и сверх того на иждивение свое каждому строить купеческие мореходные суда, разводить нужные и полезные фабрики, заводы и фруктовые сады по разведении которых всякие виноградные вины, делаемую из них и из винограда французскую водку каждому в селениях их малыми мерами, вывозимые же во внутренние России города бочками продавать беспрепятственно, по истечении же назначенных в Указе Нашем льготных лет, и право винной из хлебного вина продажи внутри новозаводимых Армянских городах и селениях производимой, представляя сим Армянским обществам, повелеваем за то в казну Нашу взносить им ту откупную сумму, какая тогда по сложности существовать будет, словом всякого звания промыслы распространять по собственной воле и достатку каждого и всем тем род самодержавным Нашим Скипетром и защитою законов наслаждаться.

Восьмое. В заключение сен Императорской Нашей жалованной Грамоты на права, преимущества и вольности Армян Дербентских и Макскурских, Всемилостивейше даруемые повелеваем всем Нашим военным и гражданским начальникам и присутственным местам, оныя общества и потомков их не токмо при спокойном владении принадлежащим им житействами, землями и угодьями оставлять и данными от Нас всеми привилегиями пользоваться не препятствовать, но в случае нужды от всяких могущих последовать им убытков и вреда предостерегать и по отношениям означенных учреждаемых духовного и светского правлений, оказывать всякую помощь, защиту и покровительство; для вящщей же силы Мы сию жалованную Грамоту своеручно подписали и Государственною Нашею печатью укрепить [154] повелели. Дан в городе Гатчине, лета от рождества Христова тысяча семьсот девяносто девятого, октября в 28 день, Государствования же Нашего в третье лето, ПАВЕЛ.

Настоящая копия с подлинным верна к тому удостоверяю подписом и приложением казенной печати. Марта 1-го дня 1906 года.

Полицейский Пристав гор. Св. Креста А. Сумский.

Печать его.

Текст воспроизведен по изданию: // Известия АН АзССР. Серия истории, философии и права, № 4. 1990

© текст - ??. 1990
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© ОCR - Парунин А. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН АзССР. 1990