ПО ПОВОДУ СТОЛЕТИЯ С ПРИСОЕДИНЕНИЯ ГРУЗИИ К РОССИИ

Царь Грузии Георгий ХІІ-й скончался 27 Декабря 1800 года. Он скрепил договор своего родителя Ираклия II-го, по которому Грузия поступала в вассальное обладание империи Российской. За пять дней до своей кончины, уже на смертном одре, 22 Декабря, подписал он приказание своим уполномоченным, князьям Авалову и Палавандову, доставить наивозможно скорее уже в то время подписанное императором Павлом І-м согласие на его предложение быть вассалом России. Благодаря отдаленности и тогдашней трудности сообщений, известие о кончине Грузинского царя достигло Петербурга после смерти императора Павла; но при первых известиях о безнадежном состоянии Георгия, Павел І-й уже успел сделать свои распоряжения. Графом Растопчиным было объявлено Грузинскому послу именем императора, что государь назначает старшего члена Грузинского царского дома правителем Грузии, с титулом царя, при том условии, чтобы он всегда имел при себе одного из вельмож Российских. В помощь царю, в Грузии положено учредить департамент Сената, для главного судопроизводства, и несколько низших судебных мест, для устройства которых назначался тайный советник Лошкарев. Наконец, генералу Кноррингу отправлен был приказ выслать немедленно депутацию от царской семьи, духовенства, вельмож и всего народа, для встречи которой в Петербурге шли приготовления. Павел Петрович намеревался в торжественной аудиенции привести депутацию к присяге, и для этого случая облечься в далматик, как общую одежду всех Восточных христианских царей.

Смерть императора Павла изменила все эти планы. Александр I приказал Государственному Совету рассмотреть вопрос о совершенном слиянии Грузии с Россиею. Государственный Совет пришел к заключению, что трактат царя Ираклия 1783 года «вовлек сию несчастную страну в бездну зол, которыми она приведена в совершенное изнеможение, и продолжение оных на тех же основаниях неминуемо ввергнет ее в совершенную погибель. Ежели для спасения Грузии держать в ней всегда столько же войска, сколько там теперь находится, от того последует России заметная и вовсе бесполезная издержка. Малым же ополчением ее от внутренних неустройств и от внешних врагов охранять не можно. Нужно будет дать ей царя, утвердя на престоле одного из царевичей, почитающих иметь на оный права. Первый царевич Иулон установлен по завещанию отца Ираклия Теймуразовича (вероятно собственноручное письмо [650] Ираклия, опровергающее действительность этого завещания, не было в то время известно Государственному Совету); другой царевич Давид — по духовной сына его (т. е. Ираклиева) Георгия».

Усматривая в притязаниях этих двух царевичей, то-есть брата и сына покойного царя, непреодолимое препятствие к водворению тишины в Грузии, император Александр І-й решился слить Грузию с Россией воедино. Взгляд Императора на права царевича Иулона изменился лишь тогда, как Иулон, опираясь на подложное завещание царя Ираклия (о котором неосторожно упомянул Гос. Совет) стал распространять слух, что царь Георгий, лишенный престола отцом, царствовал незаконно, а потому и передача им Грузии незаконна и не имеет значения. Тогда, по приказанию Императора, вытребовано было от сыновей царя Георгия собственноручное письмо царя Ираклия к Георгию следующего содержания:

____________________

«Письмо утвердительное, которое дали мы твоим братьям по штуке, было так, что меня заставили приложить печать, без моею изволения. Однакоже, оно было написано. И так, то письмо недействительно и ничтожно есть. Поверь мне и Богу, клянусь родителем моим Теймуразом, что на то письмо я не согласен. Когда сия военная экспедиция пройдет и окончится (т. е. нашествие Персиян), тогда, как дело правильно есть, то так точно я его совершу. В сем уверяю вас именем Божиим, что ни по чьей причине и проискам права твоего не нарушу; это прежнее письмо, данное братьям твоим, уничтожу. Поверь мне, ни по какой причине я не буду преступать ни права твоего, ни права твоих братьев, и кто захочет поступить неправо, то, поверь мне, что я на то не буду согласен».

____________________

Письмо это передано было на хранение в штаб Российских войск в Петербурге. О завещании Ираклия рассказывают, что оно действительно было написано царицею Дариею, без ведома ее супруга, и подсунуто ему для подписания во время тяжкой болезни, под видом другой бумаги.

Между тем, с минуты кончины царя, генерал Лазарев истощил все свое красноречие, чтобы убедить Давида не подписываться «Царь Давид» до утверждения от Русского государя и до принесения присяги. Давид не настоял на том, чтобы никто не вмешивался в управление до получения императорского приказания, и в Грузии учредилось «временное правление», состоявшее из председателя Давида, брата его Иоанна, Коваленского и Лазарева. Не желая оставить за Давидом даже первенства в совете, Лазарев писал 2-го Января отлучившемуся за приказаниями в Петербург Кноррингу:

«Нетерпеливо ожидаю прибытия вашего и от искреннего сердца оного желаю. Чувствую, что весьма недостаточен с сими странными людьми и обстоятельствами обходиться, и где всякий шаг может быть пагубным. Если сам чего не сделаешь, так верно выдумают, и где только того и смотрят, чтобы друг друга ограбить, отнять все имение и, если б можно было, то и жизнь». [651]

Последние строки следует отнести насчет Коваленского, с которым Лазарев был на ножах. Каждый выдавал себя за первое лицо, на помощь которому был дан другой. В сущности один был начальник присланных на помощь дарю войск, а другой должен был помогать при сношениях с иностранными дворами. Обоим приказано было являть пример согласия, во исполнение каковой царской воли они беспрестанно ссорились между собою за первенство и, желая уронить соперника в глазах туземцев, каждый распускал про другого невероятные анекдоты, оскорбительные для его чести и унизительные для представителей великой державы. И тот и другой имели полный успех, и имена их произносятся в Грузии с одинаковым презрением. При этом справедливость требует отдать должное такту Гулякова, который при нервом появлении своем в Грузию умел привлечь к себе общие симпатии и оставил по себе славное имя, повторяемое с одинаковым уважением, как Русскими солдатами, так и местными жителями.

Конец этому «временному правлению» положен был манифестом императора Александра І-го о слиянии Грузии с Россией. В нем читаем следующее:

«Не для приращения сил, ни для корысти, ни для распространения пределов и так уже обширнейшей в свете империи, приемлем мы на себя бремя управления царства Грузинского. Единое достоинство, единая честь и человечество налагают на нас священный долг, вняв молению страждущих, в отвращение их скорбей, учредить в Грузии правление, которое могло бы утвердить правосудие, личную и имущественную безопасность и дать каждому защиту закона. А посему, избрав нашего генерал-лейтенанта Кнорринга быть главнокомандующим посреди вас, дали мы ему полные наставления открыть сие правление особенным от имени нашего объявлением и привести в силу и действо предначертанное от нас постановление, к исполнению коего, приобщая избранных из вас по достоинствам и по общей доверенности, уповаем, что вы, вверясь правлению сему, несомненно под сению оного начальника спокойствие и безопасность обрящете, а потом и благоденствие и изобилие».

И так, фактическое слияние Грузии с Россией совершилось в минуту кончины последнего Грузинского царя Георгия XVI-го, который завещал своим подданным служить примером усердия и верноподданства для всего многомиллионного народа Российского. 27-го Декабря исполнится сто лет этому завету и, оглянувшись на истекший век, Грузины с гордостию могут сказать, что слово их умершего царя так же непоколебимо, как их гигантские горы. В течение этих ста лет много геройских подвигов, много побед, удивлявших свет, записаны на скрижалях истории кровию Грузин. Они давали, что имели, на славу и счастье новой родины, и теперь, в день юбилея, ждут заслуженного спасибо от Русских соотечественников и от державной власти, которой добровольно и честно служат сто лет.

Гульбат.

Текст воспроизведен по изданию: По поводу столеия с присоединения Грузии к России // Русский архив, № 4. 1900

© текст - Гульбат. 1900
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский архив. 1896