Документы Кубанского областного архива, касающиеся Персидского похода 1796 года.

1.

Милостивый Государь мой

Захарий Алексеевич!

(Захарий Алексеевич Чепега, генерал-майор, кошевой атаман Черноморского казачьего войска)

Хотя я и неимею еще формального извещения о прибытии вашем на Тамань; однакоже полагая по расчислению времени что вы из преславного Вашего похода возвратились в дом свой благополучно, посылаю предписание о командировании тысячи козаков в Астрахань на имя Вашего Превосходительства. Я прошу вас Захарий Алексеевич нарядить туда самых отборных молодцов с добрыми старшинами, объявив им что они будут употребляемы для поиска на берегах персидских и служить вместе с моим братом Графом Валерианом Александровичем, который будет об них иметь всякое попечение и нигде от них не отстанет. Я надеюсь что казаки зная что будут иметь себе такого товарища пойдут в поход с охотою; а тем зделают и мне большое удовольствие. Желая вам Милостивый Государь мой Захарий Алексеевич доброго здоровья, остаюсь навсегда с отличным к Вам почтением Вашего Превосходительства покорный слуга Граф Платон Зубов.

В С.-Петербурге
Генваря 9-го 1796 года.

Из дела Кубанского Войскового Архива, по описи Атаманской 1796 г. № 340.

2.

Милостивый Государь мой

Захарий Алексеевич!

Его Сиятельство Граф Платон Александрович особо пишет ко мне, чтобы наряд казаков был зделан из [40] лучших и надежнейших, приложить и с моей стороны деятельное исполнение. Я многими опытами уже заверен, что Ваше Превосходительство по ревностнейшему к службе усердию не упустите ничего относительно поспешнейшего в точности выполнения воли Его Сиятельства. Я несомненно надеюсь, что Антон Андреевичь (Антон Андреевич Головатый, полковник, войсковой судья Черноморского войска) воисполнение воли Его Сиятельства и по предложению моему весьма охотно согласится быть в походе с сим отрядом и главным начальником, и прошу всепокорно Ваше Превосходительство по общему согласию зделать выбор казаков и старшин, однакож естьли назначены будут из находящихся при войске на важных постах и в отрядах приуготовленных на отражение предприятия злоумышленных соседей ваших, то тех по сим обстоятельствам от дела сего не отделять до самого похода, а только внеся имена их в список тех, кои к знаменитому сему служению определятся оставить при настоящих местах. Дабы чрез то и слуху не распустить гласно о уменьшении сил войска Черноморского и не подать тем случая зловредным соседям к большому их предобнадежению в успех предприемлемого ими не приязненного покушения. Когда же назначение повеленного числа казаков с старшинами к предположенному походу довершится и будет уже готово ко оному, тогда не оставте меня уведомить, ибо мне усердно желательно, буде обстоятельства позволят, лично отпустить сей отряд в назначенной путь.

Имею честь быть всегда с искренним к особе вашей почитанием и неприложною преданностию Милостивый Государь мой! Вашего Превосходительства покорнейший слуга Семен Жегулин.

№ 93
Февраля 6-го дня 1796 года
Симферополь.

Из дела Кубанского Войскового Архива по Атаманской описи 1796 г. № 340.

3.

Милостивый Государь мой

Захарий Алексеевич!

Рапорт Вашего Превосходительства от 15 сего [41] февраля пущенной о полученном повелении Его Сиятельства Графа Платона Александровича Зубова данном на основании Ее Императорского Величества соизволения касательно отряда в Астрахань из верного войска Черноморского начальству Вашему вверенного тысячи человек выбранных казаков с таковыми старшинами, я сей час с истинным и совершенным моим удовольством получил и усмотря из него доверенность Вашего Превосходительства ко мне и желание видеть меня при выступлении сего отряда в поход объявляю: Ни каковые обстоятельства не могут меня удержать и воспретить приезд мой к Вашему Превосходительству поелику ревность и усердие мои к службе Ее Императорского Величества без пределны и желание видеть самолично войско сие приуготовленное к победам и славе выходящее в путь свой есть без мерно; и потому завтрешнего дня отправлю нарочного курьера к Его Сиятельству с донесением Вашим о изготовлении сего отряда; 25 числа сего месяца не отложно, ни под какими видом из Симферополя в Екатеринодар отправлюсь. Счастием для себя считаю что удостоюсь обще с вами принести Всевышнему теплое моленье да управит благоденственный путь избранных сих воинов и благословить всесилною своею десницею на победы врагов всеавгустейшия и премилосердные Самодержицы нашея ко славе Ее и победоносного Ее оружия. По приезде моем в Екатеринодар отправлю нарочного к господину генералу-аншефу и кавалеру Ивану Васильевичу Гудовичу с повторением просьбы от стороны моей в рассуждении фуража для лошадей войсковых и полковых старшин с отрядом сим следующих. Имею честь быть с совершенным моим к Вам почтением и преданностию. Милостивый Государь мой Вашего Превосходительства покорнейший слуга Семен Жегулин.

№ 149
Февраля 23-го дня 1796 года
Симферополь.

Из дела Кубанского Войскового Архива, по Атаманской описи, 1796 г. № 340.

4.

Милостивый Государь мой

Захарий Алексеевич!

Никто против власти Божией и правил его святых [42] противуборствовать не может и не должен. Я исполнен был ревностными и усердным желанием моим видеть избранное в поход войско, принести купно с Вашими Превосходительством теплые наши Господу всех благ поданных (?) молитвы о ниспослании в напутствование ему божественнаго его милосердия и благословения на победы врага имени Христова и всеавгустейшия самодержицы нашея; но сама природа предпоставила непреоборимую препону заветному моему желанию; вся земля покрыта глубокими снегом, с 26 числа февраля и дороги совсем не проходимы; от Симферополя до Ачамата ехал я трое суток, десять лошадей и к тому помощь людей не могли далее везти меня в пути, посыланные вперед нарочные объяснили что путь для повозки совершенно не проходим и нет другаго способа как ехать только верхом лошадью. Ежели сей нарочный застанет командированый в поход отряд еще на месте то покорнейше прошу милостивейший государь мой Захарий Алексеевич вручить начальнику сего отряда и искренному приятелю моем у Антону Андреевичу и купно с ним избранному войску посланную с сим нарочным нерукотворенного Спаса Господа икону который да управит во благая пути их и будет не отступно с ними спасителем и спутником их, да даст им силу и крепость на врагов и соделает по всюду страшными и наконец да возвратит с победами целых и невредимых. Сие желание и моление есть от теплого моего к ним сердца. Буде же сей нарочный не застанет то покорнейше прошу дражайший сотоварищ мой Захарий Алексеевич отправить письмо сие и святую Спасителеву икону вслед за ними и вручить им непременно; а сверх того прошу отслужить приказать отцу иеромонаху или протоиерею молебствие Господу Спасителю о благодейственном пути на победы и славу войска и вручить за молебен приложенные здесь 25 рублей.

Еще от усердия моего посылаю войску на 50 ведер горелки 200 рублей, пусть выпьют за здравие милостивого нашего батька и начальника графа Платона Александровича по чарце, а когда останется но другой то нехай и за мое, поелику я сам готов повсюду идти с ними.

Да будет на вас милость Господня на веки и (Одно слово не разобрано) его от всех враг защита, сего просит и молыт от [43] всей души и сердца пребывающий к вам всегда с отличнейшим почтением и преданностью Вашего Превосходительства покорнейший слуга и сотоварищ Ваш Семен Жегулин.

Ачамат 2 марта 1796 года.

Из дела Кубанского Войскового Архива, по Атаманской описи 1796 г. № 340.

5.

Высокородному и превосходительному господину генерал-маиору верного войска Черноморского Кошевому Атаману и кавалеру Захарию Алексеевичу Чепеги.

Того же войска войскового судии
армии полковника и кавалера Головатого.

Рапорт.

Повеление Вашего Превосходительства от 10 марта за №503, с препровождением избранной на путь войску иконы Нерукотворенного Спасителя и Бога нашего присланной квам при письме от господина геперал-маиора Таврического губернатора и кавалера Семена Семеновича Жегулина с усердными изъявляемыми его благораспоряжениями к войску а равнож и двух сот рублей денег я имел честь сего марта 11 числа получить и вследствие оного принявши Спасителеву икону яко путеводительницу в предпринятом походе с должным благоговением буду следовать туда куда управление ею пути во благая предознаменовано; деньги же с прописанием такова вожделенного Его Превосходительства кнам усердия препроводил я сего числа воверенные полки стем, чтобы начальники оных соответственно сему искупилы заоные горячего вына и оное велели бы казакам выпить за здоровье благодетельного батька и главного начальника нашего графа Платона Александровича Зубова и Егож Превосходительства яко первого но нему.

Войсковой судья армии полковник и кавалер Антон Головатый.

№ 51.
Марта 11 дня 1796 года
Креп. Прочноокоп.

Из дел Кубанского Войскового Архива, по Атаманской описи, 1796 г. № 340.

Сообщил П. Короленко.

Текст воспроизведен по изданию: Документы Кубанского областного архива, касающиеся Персидского похода 1796 года // Известия Таврической ученой архивной комиссии. Том 34. 1902

© текст - Короленко П. 1902
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

© OCR - Преображенская А. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ИТУАК. 1902