№ 762

1774 г. июля 5. — Донесение кап. Львова гр. Н. И. Панину об успешном восстании аджарцев против Турции; о переходе шамшадильцев на сторону Ираклия и об осложнении отношений с ганджинским ханом; о разработке серебряных и свинцовых рудников в Борчало

/л. 260/ Сиятельнейши граф,
                                    милостивейши государь.

По причине возмущения кабардинцов и чеченцов проезд от сюда до границы нашей с апреля месеца м по сие время был совсем пресечен, а сие самое н было единственною причиною, что я сим моим всенижайшим доношением умедлить был принужден.

По разбитии его св-стью царем Соломоном неприятельскаго войска, как я об оном последним моим от 28 февраля всенижайшим доношением вашему высокогр. с-ву имел честь донести, хотя и настояло самое удобное время для учинения с здешней стороны противу турок желаемой диверсии, тем наипаче, что вскоре после онаго неприятельакаго в Имеретию поражения, военной христианской народ, ачарцы имянуемой, обитающей между Гуриею и Турциею в горах, от Чернаго моря (В конце страницы приписка: «Прислано из канцелярии его с-ва г. Н. И. в 23 де сентября 1781») /л. 260об./ к востоку простирающихся, от турецкаго подданства совсем отложился, так что когда ахалцыхокой паша для усмирения онаго народа с некоторым числом турков в Ачару вступил, то сей народ, разбив онаго пашу из Ачара прогнал; дагестанские ж жители, будучи тогда заняты междоусобием при Шамахе, частию со стороны кунзакскаго владельца Муцаля, которой там и убит, а частию со стороны Кубахана, туркам знатной помочи подать не могли, а потому и все прилежащия к Грузии и Имеретии турецкия места были в весьма слабом пред прежним состоянии, но при всем том, милост-ший государь, их св-сти цари Ирарклий и Соломон оное наиудобнейшее время без всякаго противу неприятеля действия пропустили.

Его св-сть царь Ираклий удержан, был от действия противу турок следующими персицкими обстоятельствами:

пред сим я вашему высокогр. с-ву всенижайше доносил, что его св-сть царь Ираклий меня сильно уверял в том, что от принятия им в свое защищение отложившихся от ганжинскаго хана шамшадильцов он никаких худых следствиев не опасается; но ныне открылось тому совсем противное, ибо ганжинский хан оных шамшадильцов и к ним вскоре после того приставших ганжинских же беглых, кочующих персиян, коих всех до трех тысячь семей считается, сам собою и посредством протчих ханов возвратить от царя Ираклия безпрестанно домогается, тем больше, что оной хан главной свой доход от сего /л. 261/ народа получал и что и протчим персицким ханам сей царя Ираклия противу ганжинскаго хана поступок весьма противен, ибо усиливание царя Ираклия соседям его, персиянам, не безопасно, а сия самая их опасность [920] уже и начинает некоторых ханов, как о том сюда слухи доходят, приводить в лутчее пред прежним между собою согласие, которое по всем обстоятельствам для царя Ираклия неминуемо вредно быть может.

Сии обстоятельства не только не позволили его св-сти царю Ираклию от владения своего противу турок отлучиться, но принудили его с марта до половины майя месеца пробыть в Кахетии, а сын его св-сти, царевич Георгий, с некоторым числом войска оное время пробыл на границе ганжинской, дабы сим расположением вышеозначенных шамшадильцов тем лутче подкрепить.

Его св-сть царь Соломон, хотя и показывает на общей с царе: Ираклием противу турок подвиг свое желание, для чего уже несколько раз к царю Ираклию присылал нарочных с прозьбою, чтобы его св-сть с ним соединился, но царь Ираклий соединение свое с царем Соломоном, надеясь свои с персиянами дела скоро поправить, и по сие время отлагает.

Князья Дадиан и Гуриель безпрестанно царя Соломона манят своим с ним примирением, но как скоро дело дойдет до заключения онаго, то Дадиан предлагает такия кондиции, на которыя царь Соломон никоим образом согласиться не может, /л. 261об./ а менаду тем оныя князья от турок нимало не отстают.

По окончании здесь прибывшими сюда из турецких мест греками для плавильнаго дела приуготовления, на сих днях по чинимой ими пробе найдено, что из привезенных сюда из Борчалы руд выплавлено несколько свинцу к самая малая часть серебра, и хотя открытии оных металов ныне здесь весьма славят, но, чтобы его св-сть мог от того получить пользу, то подвержено немалому сомнению» ч самом том месте, где сии руды найдены, безсодержания достаточного войска никакой завод учрежден быть не может, а когда оныя руды для разработования их привозимы будут в Тифлис, то, изключая многия в привозе их затруднения и от лезгинцов опасности, одна чрезвычайная в Тифлисе во всем необходимо нужном, что до содержания таковаго завода принадлежит, дороговизна, может понудить царя Ираклия сие новое предприятие скоро оставить.

От приезжающих чрез персицкия места из азиацкой Турции купцов получаются здесь известия, что по вступлении в правлении отаманской Порты новаго султана были из Константинополя в помянутую часть Турции присыланы многия знатных чинов турки для собирания там и выведения в Еврепейскию Турецию противу наших армей турецкаго войска, и хотя оныя присланныя употребляли к тому ласку и принуждение, однако ж многия из них, без всякаго в том успеха, обратно отправились.

В протчем повергая себя в высокое вашего высокогр. с-ва покровительство с глубочайшим высокопочитанием пребыть честь имею.

Сиятельнейши граф, милостивейшей государь, вашего высокогр. с-ва всенижайшим слугою Иван Львов.

5-го июля
1774-го года
Тифлис.

АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1769-1770 гг., оп. 110/2, д. 13, лл. 260-261. Подлинник (Опублик. См.: Грамоты, I, с. 405-407).