№ 447

1770 г. сентября 30. — Представление от царя Ираклия II имп. Екатерине II о бегстве турецкого населения из пограничных грузинских областей и слабости эрзрумского сераскера, а также о благоприятной обстановке для похода в глубь турецких провинций, которому мешают гр. Тотлебен и царь Соломон, которые не хотят соединиться с ним, Ираклием, а ему самостоятельно выступить с большими силами мешает нашествие лезгин под руководством сына Сурхая и моровая язва в Тбилиси

/л. 500/ ПЕРЕВОД (Подлинник см. док. № 446) С ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К ЕЯ И. В-ВУ КАРТАЛИНСКАГО И КАХЕТСКАГО ВЛАДЕТЕЛЯ ИРАКЛИЯ, ПОЛУЧЕННАГО ЧРЕЗ НАРОЧНО-ПРИСЛАННАГО ОТ НЕГО ГРУЗИНСКАГО ДВОРЯНИНА ТАРХАНА ШАХОВА.

Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня Екатерина, самодержица всероссийская, государиня всемилостивейшая.

По отправлении к высочайшему вашего и. в. двору от нас куриеров, в немедленном времяни выступило войско наше в поход против неприятелей, турок, находящихся в [435] городах Карсе и Ахалцихе, но в лежащих в близости нашей границы турецких деревнях ни одного жителя /л. 500об./ не могли застать, кроме что в трех крепостях, ибо все, будучи от выступления нашего войска объяты великим страхом, удалились внутрь турецкой земли, к городу Ерзруму, с бывшим же там для защищения оных крепостей турецким и вспомогательным лезгинским войсками учинили они сражение, и сколько с неприятельской стороны на месте побито и в плен захвачено, о том мы ныне же обстоятельно писали к первенствующему вашего и. в. министру.

При сем вашему и. в. доносим, что здесь о эрзрумском сераскере Мустафе сперва великая слава распространилась было, будто он /л. 501/ при себе имеет многочисленную армию, но как скоро прибыл он к Карсу, тотчас предъявил нам свое желание к примирению, и мы, заключая из того, что он, конечно, самое малое число войска при себе имеет, оставили его без всякаго на оное ответа.

Равным образом вашему я. в. доносим же, что ежели б, по силе даннаго нам высочайшаго вашего величества повеления, гр. Тотлебен и царь Соломон нас в соединение к себе допустили, или бы сами к нам в совокупление пришли, то б до сего времяни превеликую услугу вашему и. в. в здешней стороне оказать мы могли. /л. 501об./

По справедливости надлежало бы начать сперва поиски против турок в тех местах, где главнейшее их собрание, а из имеретийских крепостей весьма лехко бы уже было их и после того выгнать по их там малолюдству, и что они и к получению помощи ни с которой стороны не могли б иметь надежды, но мы гр. Тотлебену и царю Соломону сколько о том ни советовали, однако ж все наши советы остались недействительными, не уважа они и того, что по высочайшему вашего и. в. повелению должно нам и им для единоверия и для услуг вашему величеству во всем поступать с общаго согласия. Весьма /л. 502/ сожалеем, что столь много удобнаго к поискам времяни напрасно потеряно; что же собственно до нас касается, то препятствием нам в том были две причины: первое, появившаяся в Тефлисе моровая язва; второе, опасность нашествия лезгинцов под предводительством Сулхаева сына. При всем же том не оставили мы однако ж, по оказавшейся удобности, войско свое в неприятельскую землю для поисков посылать.

Ныне же мы с теми из подвластных своих военными людьми, которые моровою язвою не заразились, выступили в поход, /л. 502об./ и просим всевышняго, чтоб даровал нам оказать верную вашему и. в. услугу.

Вашего и. в. всеподданнейши раб
Царь карталинский и кахетский Ираклии.

30-го сентября
1770-го года.
Местечко Гачиян.

АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1769-1776 гг., оп. 110/2, д. 12, лл. 500-502. Перевод с грузинского (Опублик. См.: Грамоты, I, с. 242-243).