№ 79

1768 г. ноября 30. — Указ КИД кизлярскому коменданту Потапову о немедленном отправлении в Петербург имеретинского посланника митрополита Максима, а архимандрита из свиты митрополита в сопровождении одного офицера — в Имерети, для обстоятельного ознакомления с положением на месте и ободрения царя Соломона выступить против Турции на стороне России

/л. 32/ УКАЗ К КИЗЛЯРСКОМУ КОМЕНДАНТУ ПОТАПОВУ

На рапорт ваш от 4-го октября 1768-го года о приезде в Кизляр от имеретийскаго владетеля Соломона нарочнаго митрополита Максима, отправленнаго к высочайшему ея и. в. двору с представлениями, касающимися до исходатайствования помочи против турецкаго утеснения, сим вам в резолюцию, объявляется, что по случаю произшедшей ныне между здешнею Империею и Портою отоманскою войны, приезд сего митрополита весьма кстати и ко времяни, и остается только пользоваться /л. 32об./ сходным с здешними видами владетеля его в разсуждении турок расположением.

Вследствие сего, имеете вы митрополита и с двумя приехавшими с ним монахами, и столиким числом служителей, скольких взять пожелает, отправить сюда немедленно, удовольствовав его и всех при нем быть имеющих в дорогу кормовыми деньгами до Астрахани, по прежним примерам, также и прогонами и посылая при нем для препровождения в пути до здешняго места из находящихся в Кизляре грузинцов, не подлаго однако ж /л. 33/ состояния и которой бы при том достаточно и по руски говорить умел, а чтоб сей митрополит из [293] Астрахани на таком же основании и сюда уже отправлен был о том ныне же тамошнему губернатору повеление дано.

Но сколько касается до приехавшаго с митрополитом архимандрита, то дабы владетель имеретийской предварительно уведомлен был о успехе своего представления и тем не только одобрен, но и подвигнут к учинению туркам диверсии пред приемлемыми против их без всякаго отлогательства неприятельскими поступками, /л. 33об./ для того надлежит его, архимандрита, отправить обратно в Имеретию, поруча ему посылаемое при сем от д.-т. сов. гр. Панина к помянутому владетелю письмо, с котораго для вашего известия и копия здесь же следует.

Под видом его препровождения, а в самом деле для достовернаго разведывания о всех тамошних внутренних и внешних обстоятельствах, о способности и трудности проездов, и в чем владетелю имеретийскому со здешной стороны с удобностию помочь учинена быть может, а не меньше и для получения непродолжительнаго известия — какое действие произведет /л. 34/ в нем министерское письмо, и, наконец, и для побуждения его и словесно к начатию против турок войны, надобно вам с архимандритом, зделав ему приветливой отпуск и подарок, пристойной по вашему благоизобретению, основанному на искусном собственнаго его состояния с важностию настоящего дела соглашении, отправить человека способнаго и надежнаго, выдав ему на проезд и на наем проводников и на тамошнее житье потребное число денег по вашему ж разсмотрению.

Наставление долженствует с стороны вашей дано быть ему словесное, к чему относительно последних сей посылки намерений теж самыя основания и убеждения служить могут, которыя в письме уже употреблены, а ему только предостанется при своих представлениях и домогательствах их отчасти распространять. /л. 34об./

Весьма желательно, чтоб с имеретийским владетелем Соломоном общественное дело составил и Ираклий, грузинской и кахетинской владетель.

Почти нет сумнения, чтобы первой по получении-письма и по приезде от вас нарочнаго не стал к войне приготовляться, и между тем, ежели сколько-нибудь в состоянии найдется, и действовать, потому посылаемой от вас большей подвиг употребить имеет в склонении другаго.

В сем случае вы прикажете ему поступить по совету с имеретийским владетелем и таким образом, чтоб он не один собою, но, будучи подкреплен сим владетелем, /л. 35/ учинил домогательство у Ираклия, съездя к нему в Тефлис с приданным от Соломона, знатным, но к нему, Соломону, доброжелательным человеком.

Основание, на каком Ираклий склоняем быть имеет к общему с Соломоном участвованию, находится также в отправленном ныне к Соломону министерском письме, которое при том Ираклию и показано быть может для его удостоверения. Но ежели Ираклий, несмотря ни на что пребудет неподатным, посылаемой от вас попытается убедить Соломона и к персональному с ним свиданию, одним словом, он должен к вам, в Кизляр, возвратиться с точным и достоверным известием, /л. 35об./ чего от котораго из них ожидать и надеяться можно. [294]

Вы его, отправляя в Имеретию, имеете снабдить двумя краткими от вашего имяни письмами к обоим владетелям, написав в оных, чтоб словесным его предложениям совершенная вера подавана была и, приказав, принадлежащее имеретийскому, тотчас по приезде к нему подать для толь лутчаго уважения, а другое, равным образом, тогда, когда он у грузинскаго владетеля будет.

Важность сего дела не терпит ни малейшаго /л. 36/ отлагательства, потому и препоручается попечению вашему, как наискоряе такое отправление учинить, придавая, пока будет можно, и конвой безопасной, а ежели ничто не воспрепятствует, то и до самой Имеретии.

По возвращении назад в Кизляр употребляемаго к сему прикажете вы сочинить обстоятельную, но ясную записку его объявлению, присылая с оною для изъяснения и его самаго сюда, в коллегию.

Дан в Санктпетербурге 30-го ноября 1768-го года.

Подлинное подписано по сему:

Гр. Н. Панин,

К[н.] А. Голицын.

АВПР, ф. Сн. России с, Грузией, 1769-73 гг., оп. 110/2, д. 10, лл- 32-36. Отпуск. (Опублик. См.: Грамоты, 1, с. 19-22).