№ 109

1769 г. мая 20. — Рапорт кизлярского коменданта ген.-м. Потапова в КИД о прибытии 10 апреля в Тбилиси кн. Хвабулова и о принятии царем Ираклием предложения России; а также о прибытии в Тбилиси турецкого посла, который не был принят царем Ираклием из-за его гордого поведения; об отнятии царем Соломоном кн. Еристави нескольких деревень

/л. 7/ По секрету

(Документ сверху имеет приписки другим почерком; «1769 года июля 17 дня. Записать». А слева отметка регистрации: «№ 716», а также цифра «2», который очевидно обозначает, что это второй рапорт Потапова)

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ КОЛЛЕГИЮ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

ОТ ГЕН.-М. И КИЗЛЯРСКАГО КАМЕНДАНТА ПАТАПОВА

Репорт

Продолжающийся в Грузии по секретной комиссии порутчик кн. Хвабулов присланным ко мне рапортом доносит, что десятаго числа минувшаго апреля прибыл он в Грузию, в город Тефлиз, я, явясь грузинскому и кахетинскому царю Ираклию, полученное ему дело секретно донес, которой, приняв то с радостию и с великим удовольствием, послал от себя призвать в Тефлиз имеретинскаго царя Соломона, а по прибытии ево, с полным ответом Фабулова сюда отправить вознамерился. Но понеже с тем репортом прислан ко мне нарочной от реченнаго царя Ираклия посланник, грузинец Арутюн Константинов, и подал и от самого владетеля на имя мое письмо, которым он меня уведомляет также и о своем великом удовольствии, что обстоятельнее усмотрено быть может из оригинала, здесь подносящагося, и как надлежало мне того грузинца незадержно нами ко владетелю возвратить, то он, по одарении мною пристойными вещами из определенной подарошной суммы, паки к царю Ираклию 14-го числа сего месяца благопристойно отправлен, и каков с моей стороны ответ, его св-сти учинен, со онаго копия прилагаетця.

А против полученных здесь прежде чрез переводчика Пицхелаурова известей об обстоятельствах в Грузии реченной Константинов сбъявил: 1-е, что к царю Ираклию от турецкаго солтана, хотя и присылая был один посланец с презентами, но с какою коммисиею, о том неизвестно, однакож как тот посланец /л. 7об./ по прибытии оказал весьма себя гордым и не хотел царю Ираклию по ево особе достойнаго почтения оказать, то царь Ираклий со всем ево к себе недопустил, и, не приняв ничего, велел ехать обратно, с чем тот посланец и возвратился; 2-е, турецкой подданной баиазедской паша в самом деле просил царя Ираклия, чтоб принят был в протекцию и защищаем, однакож и в том Ираклий якобы отказал; 3-е, чтоб пленники грузинской нации владения царя Ираклия в турецкой области покупаны не были, о том ни какого [332] установления неучинено, я 4-е, имеретинским царем Соломоном подданная ево кн. Еристова Ростома Раджинскаго, за учиненныя от него, кн. Еристова, противу царя Соломона дерзновения, некоторый местечки точно разорены, а кн. Еристов просит заступления и покровительства от царя Ираклия, но что произойдет, о том еще неизвестно; в протчем объявил же, что царь Ираклий вся Грузия, как и Имеретия, усердно желают побед Всероссийской империи над Портою отоманскою, — о чем ГКИД в потребное известие репортую.

Ген.-м. Никалай Патапов

№ 809
В 20 де мая 1769-го года.
Кизляр.

АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1768-74 гг., оп. 110/2, д. 7, л. 7. Подлинник (Опублик. см.: Грамоты, I, с. 421-422).