№ 175

1789 г. октября 2. [Кахети—Некреси]. Условия примирения между общиной Иланхеви и населением предгорья Кахети, составленное по повелению Ираклия II и при посредничестве Доситеоза Некресели

Хр. Община Иланхеви пожелала примириться с нашим предгорьем, сообщив об этом его величеству; его же величество приказало совершить примирение. Иланхевские старейшины (главари) пришли к нам сюда, примирение захотели оформить через нас и мы в том им не отказали — взяли на себя поручительство между нашим предгорьем и ними, взяли с обеих сторон обязательства, заставив дать клятвенное заверение. Люди нашей страны не должны причинять вреда им и ничего не отнимать. Если между собой возникнет тяжба, пусть будет нами разобрана; силою никто пусть ничего не забирает, ни князь, ни крестьянин; если кто что-либо задолжает, пусть (поделят) пополам тяжба же будет разрешена нами. Изменою, силою и беззаконно пусть с ними никто не поступит: пусть приходят, торгуют и уходят с миром. У этих жителей предгорья взяли сие обязательство и заставили поклясться, чтобы отныне ни в чем не грешили. И у иналхевцев взяли такое обязательство, чтобы отныне в этой стране изменою ничего не портили, не воровали. Если что-либо узнают о появлении войск и разбойников (казахов), как смогут, пусть сообщат; не примирившегося человека торговать пусть не приводят; если кто-либо из их общины здесь совершит зло и уйдет в другую страну, пусть не упрямятся, нанесенный тем человеком ущерб, пусть возместит джамаат (община) из хозяйства и дома этого человека.

Жители одного села — эшитцы через капучского Ганджашвили Али и иланхевца Алуба Али помирились с нами и мы взяли с них следующее условие:

Взяли у них в качестве залога одно хиримское ружье. Сколько иланхевских сел примирятся с нами, с каждого села [125] по одному хиримскому ружью должны дать в залог и соблюдать те условия, которые написаны выше. Кто знает, люди не оставят свои привычки, или они нанесут ущерб нашим, или убьют, или похитят, либо наш человек убьет их человека, каковая плата за кровь установлена капучинцам и дидойцам его величеством, пусть то возмещение и плату за кровь отдадут. Если они нанесут ущерб нашему человеку, или убьют, или пленят, ту же плату за кровь и возмещение дадут нашим людям. На этих условиях и заверили и наших людей и иланхевцев.

Кто знает, если раздор учинят наши люди, пусть отошлют взятое ими под залог ружье и сообщат, что их примерение более не в силе. Таким же образом, если раздор учинят они, пусть потребуют свое ружье и сообщат, что примирение более не в силе. Изменой ни наши люди не должны учинить раздор, ни иланхевцы. На этом условии обе стороны поклялись, как люди нашей страны, так и иланхевцы.

Нас, Досифея Некресели обе стороны взяли в качестве поручителя. Кто нарушит эти условия, десять туманов штрафа должен заплатить его величеству царю. Если наши люди нарушат, десять туманов штрафа царю заплатят, и если иланхевцы нарушат — и они десять туманов штрафа царю заплатят.

Октября 2, в хроникон 477 [1789 г.].

О

(Так в тексте, но должно быть 312 1789 г.)

Подпись Досифей

Хр. Августа месяца 9 (в хроникон) 483. Кайхосро пажаловал к нам, эту грамоту принес нам Агубас-ага при посредничестве и по слову Жабо. Затем и мы копию сего, еще одну новую грамоту о примирении отдали, только эшитцев.

Подпись: Некресели.

Перев. с груз.; груз. копия хран. в ИР АН ГССР, ф. Sd-2276, с. l rv; 2-я копия в ИР АН ГССР, ф. Н-2507, с. 20; 3-я копия — ИНАЛ, Н. 5 (G45 6. 1; Н. 45) — 93, л. 95 об.; Публ.: франц. перев. HG II pt, III, 1857, с. 543-544; Русск. аннотация: Груз, докум. ИНА, док. 298; груз. текст — газ. «Дроеба», 1879, № 130; Памятники грузинского права, V, с. 482483. [126]

№ 175 а

*** [128] ***