283. 24 июня 1800 г.—Нота Грузинских посланников князей Г. Чавчавадзе, Г. Авалова и Эл. Палавандова, поданная Министерству.
Перевод с грузинского. Подл. в Спб. Публ. Библиотеке, в Собрании кн. И. Г. Грузинского; сравн. с проектом договора от 23 ноября 1800 года и рескриптом имп. Павла от того же числа и года, Акты Кавк. Археогр. Комиссии, т. I, стр. 179—181, № 121 и 122.
“Его высочество царь, государь наш, еще при жизни родителя своего, вместе с приверженными к нему лицами, имел в мыслях в тайне по сей день приклонить себя и царство свое великому монарху [Российскому] в полную зависимость и подданство. После кончины блаженной памяти родителя своего, царя Ираклия Теймуразовича, он оставался в тех же мыслях, но не обнаружил явно своего намерения” до восшествия своего на прародительский наследственный престол и получения утвердительной грамоты на царское звание от Российского монарха [согласно Русско-Грузинскому трактату 1783 года].
“Царь наш по получении от вел-го имп-ра [этой] высоко-монаршей милости, принеся Богу теплую молитву, назначил нас троих полномочными [посланниками] и прислал нас к высоч. двору для того, чтобы, во 1-х, припасть к освященным стопам е. и в-а и принести всеподданнейшую благодарность императорскому величеству за оказанную нашему царю и его народу милость, и, во 2-х, для представления нижеследующих его просительных [пунктов]:
1) Его высочество царь Георгий Ираклиевич, государь наш, усердно желает с потомством своим, духовенством, вельможами и со всем подвластным ему народом однажды навсегда принять подданство всероссийской Империи, обещаясь свято исполнять все то, что исполняют россияне, и не отказываясь ни от каких законов и повелений, по принятому обычаю [обнародованных] в его царстве и народе,—что только будет повелено по благоусмотрению всероссийского Императора как наследственного (природного) своего государя и самодержца. [293]
2) Всеподданнейше просит [царь Георгий], чтобы вместе с принятием его царства был он оставлен [царем], а после него и наследники его навсегда на престоле [Грузинском] с утверждением в царском звании, как добровольно принявших подданство всероссийской Империи, и чтобы цари те [Грузинские] имели первенствующую власть в своих царствах так, как об этом будет повелено от высоч. двора.
3) В знак своего подданства и своей уверенности его высочество в подлинном своем полномочии (№ 175) просит, чтобы всемилостивейше были ему пожалованы содержанье деньгами и деревни в России.
4) Пока же будет рассмотрена высоким министерством эта Нота и утверждена всем-им государем,—хотя в настоящее время по сей день мы еще не усматриваем ничего опасного от царствующего теперь в Персии Баба-Хана, ни со стороны других соседей Грузии, но для показания всем высокомонаршей милости, предосторожности, поддержки и уверенности, что здешний высочайший императорский двор содержит Грузию под сенью своей державы,—его высочество всеподданнейше просит увеличить находящееся при нем [русское] войско насколько это угодно будет с тою целью, что немедленно разнесется молва об увеличении числа войск, тогда, если даже кто-нибудь из недоброжелательных соседей пожелал бы сделать нападение на Грузию, то не дерзнет сделать это. Вот истинный смысл (причина)— почему упомянутый царь просит увеличить число войск еще в продолжении [обсуждения этого] секретного [дела]: пока воспоследует на это (заключение договора) высочайшее соизволение необходимо всемилостивейше приказать немедленно увеличить войска [в Грузии].
5) Всенижайше просим высокое министерство в непродолжительном времени рассмотреть эту нашу Ноту, удостоить ее представить е. и. в-у, нашему всем-у государю. А после представления, когда угодно будет ею заняться (оформить), просим назначить нам день и час, в который пожелаете нас видеть, чтобы установить и утвердить [выработанные] пункты [договора] с обеих сторон. [294]
6) Сверх этих пунктов у нас имеется еще несколько других приказов, данных нам от его высочества, нашего государя, которые будут предъявлены после того как настоящая Нота будет рассмотрена или же всемилостивейше принята.
Следуют собственноручные подписи князей
Г. Чавчавадзе, Г. Авалова и Эл. Палавандова.