238. Д. VIII. 6 мая 1775 г.—Письмо царя Ираклия к ген.-поруч. Медему.
Подл. I вып. II т. № 168.
По правдивому и точному донесению моему да будет тебе известно: из преданности христианству мое разумение побуждается сильным желанием и это заставляет меня говорить; кроме этого было у меня еще много других причин, так, что было невозможно умолчать об этом, поэтому довожу это до вашего сведения в нижеследующих пунктах: так как в. пр-о близко подошли с войском к этим (Закавказским странам), то духовный взор всех Закавказских христиан обращен на вас; все христиане, живущие по сию сторону Стамбула (а надо сказать, что их громадное число и все они храбрые),—заключили со мною условие и вот уже шесть лет умоляют меня. Просьба их была и прежде и теперь такова,—когда русское войско было здесь, они от всей души желали присоединиться к ним, но на их или на мое несчастье, сколько я ни старался, не вышло ничего, и мои слова и советы ни во что не ставили начальники (русского) войска.
Но признаю я за свой долг, что я должен иметь попечение о христианах; да кроме того, потому довел я до вашего сведения, чтобы ваше высокопр-о вполне было бы знакомо с положением здешних дел; и я с уверенностью знаю, что вы, осведомившись об этом, будете действовать, или, когда найдете лучшим, или когда будет повеление ее и. в-а.
Я довожу это до вашего сведения не понапрасну, но в виде совета это пишу я вам. Если после донесения высоч. двору будет приказано, или по воле всем. моей монархини поручено будет вам, чтобы вы исполнили это и приняли на себя труд придти с войском в Новую Шемаху, я полагаю, что весь Дагестан покорится вам и все мы, живущие в Закавказья христиане, будем готовы поступать в этом деле согласно вашей воле.
Из Сальян судна вступят в Куру и подойдут близко к границам Кахетии на расстоянии ста верст, а оттуда могут [267] они без особенного труда подойти еще ближе. Да будет вам известно также и следующее: как вам будет тогда угодно, так в том предприятии мы употребим все наши усилия. От Сальян до Тифлиса и Кахетии оба берега Куры сухи и плоски, (так, что) человек может идти по совершенно ровному месту без всякого затруднения.
Кроме этого, большинство персов-магометан, которые живут в Гиляни, ведя междоусобную войну, с полной радостью отдастся вам и со всей покорностью приметь что только прикажете; нечего говорить уж о христианах,—все они, возблагодарив Бога, поступят так, как потребуете. Если же и вы с своей стороны примете их сколько-нибудь хорошо, то они с совершенной преданностью отдадутся служению всем. государыне.
Я не говорю это о подданных Султана; да в этом предложении не возьму я на себя смелости, чтобы я предпочитал объявить Султану войну и покорить его подданных, хотя последние и имеют большое желание, чтобы их покорила Россия, но этот вопрос пусть будет отложен до того времени, когда на то будет воля Бога и государыни. Этот совет, который довел я в своем отношении до сведения в. пр-а, касается тех стран, которые остаются без владетелей и которые сами умоляют (о подчинении), о чем я писал выше. Об этих делах поручил я сказать в. пр-у присланному вами Евфремию; прошение ее и. в-у, письмо к гр. Панину, а также второе письмо послал я вам,—все это вы получите от него (Евфремия).