104. Д. XXIII. 9 февраля 1796 г.—Письмо царя Ираклия к министру его князю Гарсевану Чавчавадзеву.
Перевод с грузинского.
В полных моих повелениях, доставленных капитаном Филипом, я уже писал о четырех прошениях, начертанных вам во всей подробности по причине ныне текущих обстоятельств наших и земли, и о всем происходившем здесь. А ныне так положено, что вы почаще будете получать наши письма, и желаем, чтоб оные еженедельно к вам писаны были, а за прошедшее простите. Я о нынешних обстоятельствах всегда к тебе писал и от вас ответы получал, и куда следовало писал же. Что Ага-Мегмед-Хан остановился на Мугане, то надобно думать, что он сею зимою паки хотел к нам быть, но теперь получил я письма от Ибраим-Хана, да от твоего родственника Соломона Авалова, которой находится в Казахах, и от мирзы Апросиана, посланного от нас в Генжу для искупления пленных,—пишут, что Ага-Мегмед-Хан паки пришел сюда и стал у Араза (Аракса), войско же его расположено по обеим сторонам Араза. С полученных писем о сих известиях копии к тебе препровождаю от Соломона и мирзы Апросиана из Генджи. Все те, кои наши соседи, кроме Генджи, сердечно желают действовать с нами единодушно и следят за движениями тамошними. Теперь еще из Еревана к сердарю Давыду и к Мишкар-Баши Иосифу на армянскою диалекте получены письма от Юз-Баши Гавриила, которые с позволения Мегмед-Хана писаны; да и то, что присланному словесно приказано, все я указал, приписав, перевесть по-грузински, и оба к тебе посылаю; да и о ханах, кои желают с нами и с Российским войском иметь соединенную связь, именной список к вам пришлю.
Ты пишешь, что российские войска на три части в наши места пойдут: к нам, в Дербент и морем в Гилянь. Те, которые назначены к нам, буде до половины марта не придут, то путь испортится и переход затруднится, и до половины апреля должны будут дожидаться надежного [пути], но и тогда [127] бывает трудно, а мы лишимся помощи. А если б теперь к нам прислали три тысячи или две тысячи человек, и если б иметь пять тысяч вооруженных российских войск, то все находящиеся по сю сторону Араза ханы охотно придут под наше повеление и в состоянии найдутся восстать против Ага-Мегмед-Хана, что и теперь тоже самое сделают, ежели мы получим в прибавок войска. К нашему несчастию может быть сии письма и известии не ускорят, а Ага-Мегмед-Хан
вступит в наши земли, то вы всемерно старайтесь о исходатайствовании благовременного высочайшего повеления о скорейшим отправлении назначенного войска в здешнюю страну.
Но хотя некоторые из господ офицеров здесь и говорят, что на линии назначены уже сюда десять тысяч, кои и готовы к выступлению, но мы на деле ничего точного не знаем и не видим; а что теперь писано от нас к г. ген.-аншефу Ив. Вас. Гудовичу—с оного к тебе препровождаю копию.