№ 79

1771 г. февраля 17. — Доклад Сената Екатерине II о непрочности христианства в Осетии, плохой работе Осетинской духовной комиссии и мерах улучшения ее деятельности

/л. 1231/ ВСЕПРЕСВЕТЛЕИШЕИ, ДЕРЖАВНЕИШЕИ, ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ И САМОДЕРЖИЦЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОТ СЕНАТА ВСЕПОДДАННЕЙШИЙ

ДОКЛАД

По представлению святейшему Синоду бывшаго в Москве, грузинского архиепископа Иосифа, да московскаго Знаменского монастыря архимандрита грузинца ж Николая учреждена с 1745 года проповедь христианского закона в осетинском народе за Кизляром и за Малою Кабардою в Кавказских горах живущем народе, которой рапредь сего содержал христианской закон, но по времени оной потерял, будучи сначала употреблены к тому архимандрит и два игумена из грузинцов, которые поныне и переменялись, а при отправлении первых в 1745-м году из Москвы в Осетию выдано им по сношению святейшаго Синода с Сенатом тысячу рублей из Статс-канторы. и жалованье по 1752-й год производилось по московскому грузинских духовных персон окладу. А в том году по неоднократным их представлениям, а по сношению между Синода же и Сената учинено и точное определение, каким чинам быть при Осетинской коммисии и о произвождении им из астраханских сверх штата доходов жалованья.

По оному определению назначено быть одному архимандриту, ему жалованья двести рублей, да хлеба тритцать четвертей одному игумену сто дватцать пять рублей, да хлеба дватцать четвертей двум иеромонахом каждому по семидесяти пяти рублей и хлеба по десяти четвертей, пяти белым священникам /л. 1232/ каждому одного денежного жалованья по семидесяти пяти рублей, одному диакону пятьсот рублей, пятерым дьячкам, толиким же пономарям, каждому по сороку рублей, да одному [231] переводчику по двести пятидесяти рублей. И так стат сей коммисии ежегодно сочинял деньгами, кроме хлеба, по тысячи пяти сот пятидесяти рублей.

Между тем хотя несколько из осетинцов помянутыми грузинскими проповедниками действительно и крещено, о чем они святейшему Синоду с великим уважением употребленных при том своих трудов время от времяни доносили, но наконец по разсмотрению Коллегии иностранных дел оказалось, что осетинцы как вступают в христианской закон без всякого внутренняго удостоверения, так легко и оставляют оной, и что тамошние проповедники грузинцы как неимеющие ни должной ревности, ни способности больше о собственных своих прибытках мыслили, и потому больше и жили в Кизляре, а в Осетию времянно ездили, и что таким образом употребляемое на них иждивение почти совсем напрасно проходило. Почему Коллегия иностранных дел, отбирая нужный к тому изъяснения от последняго кизлярского комменданта Потапова, какия бы наилутче способы и разпоряжения употреблены быть могли к действительному проповеди исполнению и по разсмотрении оных во всех подробностях, представила по принадлежности для разсмотрения ж и святейшему Синоду.

В следствие того по соглашению святейшаго Синода с коллегиею для приведения в действительность сей коммисии за нужно ныне находится главным при оной на место бывших архимандритов из грузинцов быть протопопу из российских ученому одному, священникам из российских же ученым двум да двум же из грузинцов, диаконам из российских ученым двум и одному из грузинцов, дьячкам пяти /л. 1233/ в том числе из грузинцов двум, а трем российским и одному переводчику. Протопопу иметь свое пребывание в Моздоке в поселении для новокрещеных горских жителей заведенном, где для него и казенной дом построй быть может, но прочим священникам, диаконам и дьячкам, кроме одного диакона й дьячка при протопопе оставляемых всегда в Осетии, куда времянно и самому протопопу для очевидного свидетельства и наставления ездить, ему же смотрение иметь и над заведенною в Моздоке для осетинских детей школою. В протчем, как протопопу, так и всем духовным к Осетинской коммисии принадлежащим по духовным делам состоять в ведомстве астраханского архиерея, к которому равно как и в святейший Синод о успехах врученного им дела чрез каждыя полгода рапортовать, но всем тем без ведома и наставления кизлярского комменданта, которому все обстоятельства тамошних народов известны быть могут, ничего собою не предпринимать, а при том разпоряжении будет иметь и Коллегия иностранных дел по доношениям сего комменданта способы о поступках и радении протопопа и протчих духовных уведомляться и облегчать их труды отвращением с своей стороны встречающихся препятствий. [232]

Жалованья производить коллегия разсуждает протопопу по триста рублей да муки по двадцати четвертей, священникам каждому по сто по пятидесяти рублей, муки по десяти четвертей, диаконам каждому по сту рублей, муки по восьми четвертей, дьячкам по шестидесяти рублей, муки по шести четвертей, да на приласкание и трактование осетинских и других горских старшин и лутчих людей отпускать протопопу по сту рублей да на чернилы бумагу и сургуч по тритцати рублей, но таким образом, /л. 1243/ чтоб обоих сих денег из одного года остаток в недостаток другаго заменяем был, а что касается до муки, то от генерала-майора Потапова представлено, что как в натуре производить из магазейнов провиантского ведомства без возврата денег не можно, то б и за оное деньгами выдавать по статной цене, а имянно по рублю по дватцати копеек. Сверх же того против прежних примеров по введенному уже обыкновению оная кольлегия почитает занужно, чтоб священники при крещении впредь осетинцам давали каждому крест, рубашку и образ, и на сие употребление назначивает двести рублей, но также с заменом одного года остатка в недостаток другаго. Ибо совсем не чаятельно, чтоб при первом случае вдруг и многия осетинцы креститься стали. А ежели после с достоверностию усмотрится, что назначенных денег недостаточно будет, тогда можно будет и новое на то положение сделать. А что б священники надлежащее оным употребление делали, в том протопопу обще с переводчиком за ними иметь смотрение.

И так по сему настоящему положению имеет выходить ежегодно на Осетинскую коммисию, выключая и переводчиской оклад, две тысячи двести шеснатцать рублей восемдесят копеек против прежняго определения больше пять сот восемдесят два рубли восемдесят копеек, но жалованье прочим бывших при оной духовных коллегия назначивает с прибавкою для приведения в состояние определяемых ныне содержать себя с пристойностию и в предупреждение, чтоб они не в принадлежащая к ним дела, как то в мены и торг по примеру прежних не вступали и не подавали соблазна тамошним народам, и что сверх того прочнейшее ныне сей коммисии установление со времянем наградить может росход утверждением в Кавказских горах христианства, ис чего и государственная польза неминуема воспоследует.

/л. 1235/ А как святейший Синод полагаемо ко отправлению туда число духовных персон уже назначил, то Коллегия иностранных дел представляет Сенату свое мнение, чтоб на проезд и обзаведение при первом случае выдать, протопопу, священникам, диаконам и дьячкам российским не в зачет годовые оклады в разсуждении дальняго из настоящих их мест до Моздока и Осетии переезда.

Напротив же того грузинские духовные, которые хотя вновь к сей коммисии в Астрахане или Кизляре, когда прежние [233] совсем неспособными окажутся выбраны б были, и без всякого снабдения получаемым в свое время жалованьем исправиться могут. А из доходов ли ведомства Статс-канторы по-прежнему или ведомства коллегии экономии по принадлежности сего дела к церковным росходам как сию единовременную выдачу произвесть, так и впредь ежегодно полагаемую сумму отпускать оное предает на разсмотрение Сената.

Сенат, разсматривая мнение Коллегии иностранных дел, приемлет смелость вашему императорскому величеству всеподданнейше представить, что как сначала учреждения Осетинской коммисии на все принадлежащия до оной росходы, а равно на проезд отправляемым туда духовным чинам, и в бытность их тамо на жалованье, выдачи производимы были из астраханских подлежащих до Статс-канторы доходов, то хотя Сенат и ныне выше показанным отправляющимся в Осетинскую коммисию протопопу и протчим духовным чинам в разсуждении представленных от Коллегии иностранных дел резонов, как на проезд их и обзаведение при первом случае годовые не в зачет оклады выдать, так и в бытность их в той коммисии на жалованье и на другие росходы ежегодную сумму, а имянно /л. 1236/ всего по две тысячи по двести шеснатцати рублей по восмидесяти копеек отпускать почитает за нужно, но не имея на то высочайшаго вашего императорскаго величества повеления собою сии выдачи ассигновать не может и для того просит на оное высочайшей конфирмации подлинной за подписанием правительствующаго Сената.

На л. 1231 на полях помета: На подлинном собственною ея императорскаго величества рукою подписано тако: Быть по сему.

Февраля 17-го дня 1771-го года.

АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/II, д. 1, лл. 1231-1236. Копия.